28501
0
24 апреля
Загрузить еще

Черта придавила декорация, а Солоха сломала нос

Черта придавила декорация, а Солоха сломала нос
Фото: Черта придавила декорация, а Солоха сломала нос. Фото: кадр из фильма

В фильме гениального советского режиссера-сказочника Александра Роу снимался великолепный русско-украинский актерский состав: Александр Хвыля (казак Чуб), Юрий Тавров (кузнец Вакула), Людмила Хитяева (Солоха, мать Вакулы), Николай Яковченко (знахарь Пацюк), Сергей Мартинсон (дьяк Осип Никифорович), Георгий Милляр (черт, сельская сплетница), Анатолий Кубацкий (кум Панас), Вера Алтайская (жена Панаса), Дмитрий Капка (ткач Шапуваленко), Александр Радунский (сельский голова).

"Вот же наша Оксана!"

Проблемой было найти настоящую украинскую красавицу Оксану, дочь казака Чуба. Режиссер Александр Роу пересмотрел уже несколько сотен претенденток по всему Советскому Союзу и приехал на киевскую студию Довженко. И тут 19-летняя выпускница первой послевоенной актерской студии при Театре имени Франко Людмила Мызникова случайно зашла на студию: там ее ждали на кинопробы в белорусском фильме. Очарованный полудетской внешностью юной актрисы, ее открытым лицом с огромными глазами, Роу воскликнул: "Вот же наша Оксана! Мы нашли ее!".

- На пробах Роу попросил меня спеть какую-то непременно украинскую песню, - вспоминает актриса Людмила Мызникова. Она вот уже много лет живет в Киеве вместе с супругом-режиссером и драматургом Олегом Белинским, с которым уже отпраздновала золотую свадьбу. Недавно актриса тяжело болела, но, к счастью, стала восстанавливаться и смогла пообщаться с журналистом "КП" в Украине".

- Я и запела: "Полюбила Петруся, та й сказати боюся". А пела я хорошо: собиралась поступать в консерваторию. Думаю, моя певучесть окончательно утвердила режиссера в решении взять меня на роль Оксаны. Роу был уверен, что нашел самую что ни на есть настоящую чистокровную "українську дівчину". А я, русская, не стала и возражать (улыбается.) Я ведь родилась в Москве, поездила по миру с папой-военным. И, когда мы жили в Австрии, папе предложили на выбор Украину либо Эстонию, мама воскликнула: "Только Киев!". 

Фильм снимали не в Диканьке, а на Кольском полуострове. Фото: Кадр из фильма

Сниматься хотели все

- На дворе стоял март 1961 года. Александр Артурович не стал снимать фильм в самой Диканьке Полтавской области, где уже начал таять снег, и мы всей съемочной группой отправились на Кольский полуостров, в поселок "13 километр" под городом Кировск. Я поехала в туфельках, короткой белой шубке. И, увидев черные сугробы (там ведь добывают апатиты), вдохнув ледяной влажный воздух, поняла, что с одеждой погорячилась. (Смеется.) 

Тем не менее съемочной группе удалось найти изумительные сказочные места с кристально чистым снегом. Для экранизации событий, происходящих в XIX веке, искали место, далекое от цивилизации: без телеграфных столбов, без признаков современной жизни. В поселке за несколько дней соорудили макеты настоящего украинского села. Сами артисты жили в скромной одноэтажной гостинице неподалеку. 

Актеров для массовки набирали по объявлениям, развешанным в Кировске. Сниматься хотели все: студенты, рабочие. Не корысти ради (за съемки платили два с половиной - три рубля в день), а из любви к искусству. Правда, петь ребятам из массовки не разрешали. Настоящие украинские песни-колядки снимали так: российские парни и девчата синхронно открывали рты, а неподалеку стояли машины, откуда звучала аутентичная запись украинского хорового пения.

"Господи, прости мне это хулиганство!"

- Ко мне относились как к ребенку, очень бережно, - продолжает актриса. - А больше всего заботились Александр Роу, великолепный актер Александр Хвыля и Георгий Милляр, чрезвычайно добрый, интеллигентный человек. Они следили, чтобы я не грустила, чтобы хорошо ела в местной столовой, где готовили очень вкусно, чтобы за мной никакие ребята не бегали.

Я жила в номере с ассистентом режиссера, Наташей, которая тоже за мной присматривала. Ведь мама дала приказ, чтобы все было строго. Фильм был хорошим, чистым. И отношения в группе такие же.

Я с восхищением наблюдала за работой моих великих коллег. Поразило, что Георгий Милляр, немолодой уже человек, которого многие советские дети знали по роли Бабы-Яги, отказался от теплого мехового костюма Черта, который сковывал движения, и настоял, чтобы его облачили в тонкое черное трико с пришитыми поверху редкими волосками. Ему было очень холодно, снежинки от сильного ветра превращались в лед и буквально впивались ему в тело, но Георгий Францевич героически все терпел.  

Сцену с окунанием Черта в прорубь по сценарию должны были снимать в павильоне. Но Милляр настоял на съемке в настоящей ледяной проруби. И даже не заболел. Кстати, облачаясь в шкуру Черта, он часто осенял себя крестом: "Господи, прости мне это хулиганство!"

Любопытно, что во время съемок героев, исполнявших роли нечисти, преследовали несчастья. Однажды на Черта Милляра рухнула декорации весом больше 100 килограммов, но он чудом уцелел, в то время как гример, находившийся рядом, был травмирован.

Пострадала и Людмила Хитяева, игравшая ведьму Солоху: катаясь с маленьким сыном на лыжах в перерывах между съемками, она врезалась в дерево и сломала себе нос. Актриса решила, что это знак: дразнить дальше нечистую силу нельзя. Но Александр Роу уговорил ее продолжить работу, и через месяц, восстановившись, "божественная Солоха" вернулась к съемкам и стала одним из самых ярких персонажей фильма. 

В ноябре Людмиле Мызниковой-Белинской исполнилось 76 лет. Фото: Из личного архива

На гонорар купила шубу

И если Людмила Хитяева после выхода фильма блистала еще несколько десятилетий в кино и театре, то дебютантка Людочка Мызникова, отвергнув посыпавшиеся после выхода фильма роли (она ждала настоящую, размениваться по пустякам не хотела, как и советовал ей Роу), стала искать себя в разных ипостасях. Актриса окончила филфак Киевского университета имени Тараса Шевченко, снялась в нескольких фильмах, служила в киевском ТЮЗе, вышла замуж за актера Олега Белинского, с которым познакомилась в новогоднюю ночь. Он пришел с девушкой, она - с парнем. Но когда они встретились глазами, а потом еще и случился невинный поцелуй, стало ясно: это судьбоносная встреча,  

В последние десятилетия Людмила Николаевна снялась в 12 сериях фильма "Ко мне, Мухтар!", заведовала отделом театрального музея на территории Киево-Печерской лавры, вместе с мужем руководит христианским театром "Мистериум".    

- Мой единственный сын не пошел по стопам родителей: он юрист, - говорит Людмила Мызникова. - Но внук Станислав-Август очень интересуется творчеством бабушки. Когда он изучал в школе произведение Гоголя, там были две страницы, посвященные фильму Роу. Под кадрами, где были мои фотографии, стоял вопрос: "Какие чувства выражает лицо Оксаны?" И тут он выпалил: "Так это же моя бабушка!". "А разве Оксана еще жива?" - воскликнул его одноклассник. (Смеется.)

- Какой гонорар заплатили актрисе-дебютантке?

- Откровенно говоря, сумму уже позабыла за 55 лет, но очень приличную по тем временам. Мама мне тогда сказала: "Дочка, давай тебе шубу купим, чтобы память была!". Так и сделали! 

БЫЛО ДЕЛО

"Пацюк объелся варениками на всю жизнь"

Александр Роу широко использовал игровые эпизоды и анимацию, комбинированные съемки и спецэффекты. Так, методом обратной съемки сняли сцену поглощения вареников. Великолепный украинский комедийный актер Николай Яковченко не заглатывал вареники, а, наоборот, выплевывал. У него не получалось попадать прямо в тарелку. А некоторые он еще и случайно проглатывал. Потом Яковченко признавался, что объелся варениками и галушками на всю жизнь и видеть их не может.  

Комика, который был известен своим пристрастием к спиртному, на съемках строго-настрого предупредили: "Не пить!". Тем не менее от него нет-нет да и попахивало спиртным. Особенно после обеда. Все актеры были на виду. Никто не видел, когда Яковченко прикладывался к беленькой. Пока не разгадали его секрет: каждый день Николай Федорович пил "для голоса" сырые яйца. Туда-то он с помощью шприца и закачивал водку! 

Актеру строго-настрого запретили выпивать. Но он смог обхитрить режиссера. Фото: Cтоп-кадр

 

Новости по теме: Кино