26 декабря
Загрузить еще

Стивен Спилберг: Съемки первого фильма остались в моей памяти как белое пятно!

Стивен Спилберг: Съемки первого фильма остались в моей памяти как белое пятно!

Ни один ныне живущий режиссер не удостаивался стольких почестей. Его признавали и самым влиятельным человеком своего поколения (2005, журнал Life), и самым влиятельным человеком в киноиндустрии (2006, журнал Premiere), и просто - величайшим режиссером всех времен (2005, журнал Empire). Он еще и самый богатый: его состояние оценивается в 3,7 миллиарда долларов. Его фильмами восхищались и миллионы зрителей, и классики вроде Ингмара Бергмана и Стэнли Кубрика. Он снял больше блокбастеров, чем любой другой ныне живущий режиссер.

Первый фильм снял в 16 лет

Стивен Спилберг родился в Цинциннати в еврейской семье. "И моя прабабушка, и мой прадедушка родом из Украины", - говорил он весной этого года в интервью кинообозревателю "КП" Стасу Тыркину. 

Родители не позволяли маленькому Спилбергу часто смотреть телевизор, а когда он был подростком, строго следили, чтобы он не ходил в кино только на детские фильмы (на более "жестокие" и "взрослые" он сбегал тайком). Кино он полюбил отчаянно. Отец подарил ему восьмимиллиметровую камеру - и Спилберг с 12 лет снимал кино (первый его фильм был о железнодорожной катастрофе, в нем были задействованы вагоны из игрушечного состава). В 16 лет он уже снял полнометражный 135-минутный фильм "Небесные огни" - об ученых, которые видят в небе странное свечение, а потом выясняют, что в округе пропадают люди и животные. Оказалось, что это пришельцы подбирают экспонаты для зоопарка на своей планете. Фильм стоил 500 долларов. На премьеру пришел 501 человек, каждый заплатил по доллару - вот так картина Спилберга впервые принесла прибыль.

"Мне казалось, что я хожу по яйцам!"

Потом он поступил в колледж - но только ради того, чтобы его не призвали на войну во Вьетнаме. А в свободное время работал в кафетерии, на вырученные деньги покупал пленку и с помощью маленькой арендованной камеры снимал экспериментальные короткометражки.

Раздобыв пропуск на студию Universal, он шлялся по ней, изучая кинопроцесс - и в конце концов уговорил одного продюсера посмотреть его фильмы. В результате с ним подписали контракт (а ему не исполнилось еще и 21 года!) и поручили снимать пилот сериала "Ночная галерея" со стареющей голливудской звездой Джоан Кроуфорд в главной роли. "Я был так перепуган, что этот период в моей памяти - белое пятно, - признавался он позже. - Я не понимал, что рассказываю историю. Был просто список сцен, который мне давали и которые я в течение дня должен был снять. Только много лет спустя я увидел эту серию по телевизору и понял, о чем в ней шла речь. Я был осторожен, как будто ходил по яйцам, стараясь какое-нибудь не раздавить!"

Спилберг долго работал для ТВ, потом сделал полнометражный телефильм "Дуэль" о водителе легковушки, которого начинает преследовать огромный загадочный грузовик. Фильм произвел сенсацию, и для Спилберга был открыт путь в большое кино.

Жена из "Индианы Джонса"

Жизнь Спилберга вне съемочной площадки многим покажется скучной - ни приключений, ни скандалов и всего лишь один развод. В 1976 году на пробах к "Близким контактам..." он встретил актрису Эми Ирвинг, на роль ее не взял, но четыре года с ней сожительствовал. Потом они разбежались, а через пять лет сбежались, поженились и произвели на свет сына Макса Сэмьюэла. Брак длился недолго, а развод обошелся Спилбергу дорого: он выплатил бывшей жене 100 миллионов долларов. Вскоре у него начался роман с другой актрисой - Кейт Кэпшоу, с которой он встретился на съемках второго "Индианы Джонса". Они женаты уже больше 25 лет. У них родилось четверо детей плюс они воспитывали двоих от прошлых браков и одного приемного, усыновленного Кэпшоу еще до брака со Спилбергом. 

5 лучших картин

"Челюсти" (1975)

Блокбастер про акулу, которая с аппетитом ест людей. "Челюсти" стали самым кассовым фильмом в истории кино всего за 79 дней.

"Искатели потерянного ковчега" (1981)

От сценария отказывались все голливудские студии, в конце концов неохотно согласилась Paramount. В 2008-м "Искатели..." займут второе место в списке 500 лучших фильмов всех времен по версии журнала Empire.

"Парк Юрского периода" (1993)

"Я просто хотел сделать хороший сиквел "Челюстей", только на земле", - шутил Спилберг. Одинокую акулу заменило множество динозавров, многие были нарисованы на компьютере (что в начале 90-х еще казалось чудом). Стоит ли говорить, что "Парк Юрского периода" снова стал одним из чемпионов по кассе?

"Список Шиндлера" (1993)

Самый важный для Спилбега фильм - история о промышленнике и члене НСДАП Оскаре Шиндлере, во время войны спасшем от гибели сотни польских евреев. Трехчасовая черно-белая картина получила семь "Оскаров", один из них был присужден Спилбергу за режиссуру.

"Спасти рядового Райана" (1998)

Второй "Оскар" Спилберг получил за историю об отряде американских солдат, разы­с­кивающих во Франции рядового Райана, чтобы вернуть его домой к матери (все его братья погибли). Лучше всего сейчас помнят сцену высадки американцев на берег Нормандии: сказочник Спилберг неожиданно для всех снял эпическое кровавое побоище.

Новости по теме: Стивен Спилберг Кино