|
К этой дате готовится к изданию новая книга писателя Федора Раззакова "Юрий Никулин. Смешное и трагическое". Мы публикуем фрагменты из нее.
"Не тот у вас профиль"
Отец Никулина занимался литературным трудом: писал интермедии, конферансы и репризы для эстрады, цирка. Юрий уже с детских лет оказался в центре театральной жизни столицы. Летом 1939 года он окончил десять классов, а уже в ноябре его призвали в армию. Победу будущий артист встретил в Прибалтике.
Едва мобилизовавшись, летом 1946 года Никулин отправился во ВГИК. Но, пройдя два тура, он с третьего был внезапно снят экзаменационной комиссией, которую возглавлял известный кинорежиссер Сергей Юткевич, заявивший: "В вас, конечно, что-то есть, но для кино вы не годитесь. Не тот у вас профиль, который нам нужен. Скажем вам прямо: вас вряд ли будут снимать в кино".
Отчаянию не было предела. Но где-то в середине сентября 1946 года он прочел в газете объявление о наборе в студию клоунады при Государственном цирке на Цветном бульваре. В отличие от ВГИКа, ГИТИСа и прочих творческих вузов, откуда будущего клоуна завернули после первых же туров, в цирковую студию он поступил без проблем. В ту пору цирку в СССР уделялось первостепенное значение. Людям требовалось отвлечься от пережитого ужаса войны. Из бюджета выделялись большие деньги на развитие циркового искусства. Самая большая стипендия среди студентов в те годы была именно у циркачей - 500 рублей.
Первое самостоятельное выступление Никулина на манеже цирка 25 октября 1948 года прошло удачно - через несколько дней после него знаменитый клоун Румянцев - Карандаш вдруг предложил Юрию поехать вместе с ним на гастроли по Сибири.
"Я появлялся в своем кургузом костюмчике, в канотье, и публика встречала меня не только молча, а пожалуй, даже с некоторым недоверием.
- Никулин, попробуйте, что ли, петь на выходе... - посоветовал как-то Карандаш.
Я выбрал популярную в то время песню "Закаляйся, если хочешь быть здоров" из фильма "Первая перчатка". Пел ее истошным голосом, так, что публика, сидевшая близко, вздрагивала, а дети в зале пугались. Песня не помогала. Но на одном из представлений решил петь куплет не сначала, а со строчки "Водой холодной обливайся...", и в слове "холодной" голос у меня вдруг сорвался. Слишком высоко взял. В зале засмеялись. Ага, думаю, уже на правильном пути. Так постепенно, по крупицам, выуживал смех у публики".
С невестой свела лошадь
В декабре 1949 года Никулин встретил Татьяну Покровскую, которая вскоре стала его женой. Вот что она рассказывала о той встрече:
"Я училась в Тимирязевской академии на факультете декоративного садоводства и очень увлекалась конным спортом. В академии была прекрасная конюшня. А в конюшне - очень смешной жеребенок-карлик. Звали его Лапоть. Об этом прослышал Карандаш и приехал эту лошадку посмотреть. Лошадка понравилась, и Карандаш попросил нас с подругой научить ее самым простым трюкам. Потом лошадку привезли в цирк, и Карандаш познакомил нас с Юрием Никулиным, который был у него в учениках. Юрий Владимирович пригласил нас посмотреть спектакль. Играли очень смешную сценку: Карандаш вызывал из зала якобы одного зрителя и учил его ездить на лошади. Но именно когда я пришла на спектакль, Никулин, который играл роль зрителя во время этого номера, попал под лошадь. Она его так избила, что его увезли на "Скорой" в Склифосовского. Я чувствовала себя виноватой и стала его навещать...
Когда пришла навестить Юру, он не просто удивился, а был потрясен. В течение месяца я бывала в больнице почти каждый день. Мы подолгу разговаривали и с каждой встречей все яснее понимали, как необходимы друг другу. Вскоре Юра сделал мне предложение, и я его приняла.
Не помню почему, но на праздничном застолье родители Юры не присутствовали. Мы заехали к ним после загса, приняли поздравления и отправились ко мне в коммуналку. Нам выделили небольшую комнату, куда на следующее утро Юра принес свое "приданое": демисезонное пальто, шляпу, одеяло и подушку. Там мы прожили двадцать лет..."
14 ноября 1956 года в семье Никулиных появилось прибавление - на свет родился сын Максим.
|
Запретил жене сниматься в "Гусарской балладе"
Почти все годы, пока Никулин работал в цирке, вместе с ним на гастроли ездила и его жена Татьяна. Более того, когда он стал сниматься в кино, брал ее с собой во все экспедиции. Короче, никуда от себя не отпускал. Во-первых, потому что сильно любил и не хотел ее потерять. А во-вторых... Вот что рассказывала по этому поводу Татьяна Никулина:
"Став женой циркового артиста, и я сама приобщилась к работе на манеже. И даже поначалу стала перенимать кое-какие богемные замашки. Помню, однажды после успешного представления, в эйфории, я позволила одному красивому юноше - смотрителю манежа - себя поцеловать. Юра нас застукал в гримерке. Я получила по полной программе. И хотя больше ничего подобного не повторялось, с тех пор Юра старался вообще не выпускать меня из виду. Я ездила с ним на гастроли почти все пятьдесят лет нашего супружества".
В начале 60-х Эльдар Рязанов утвердили Татьяну на роль Шурочки Азаровой в "Гусарскую балладу". Она была отличной цирковой наездницей, а в фильме ее героине надо было много скакать на лошади. В марте 1962 года Татьяна должна была начать сниматься. Как вдруг в дело вмешался Никулин. Он даже мысли не допускал, что его жена уедет из дома на съемки на несколько месяцев. В быту он был весьма ленивым человеком, повесив практически все домашние обязанности на жену. Да и их сыну Максиму шел всего лишь пятый год. На семейном совете Никулин категорично заявил жене: "Сниматься не будешь!" В результате роль досталась Ларисе Голубкиной.
Встреча с Гайдаем
В короткометражку "Пес Барбос и необычный кросс" Никулин попал благодаря Георгию Вицину. Тот, побывав однажды в цирке, был по-настоящему пленен талантом клоуна и на следующий день, придя к Гайдаю, рассказал о своем открытии. В то время утвержденный на роль Балбеса актер Сергей Филиппов был на гастролях, поэтому и решено было пригласить на пробы Никулина. Кто-то из помощников Гайдая рассказывал потом:
- Когда вас увидел Гайдай, он сказал: "Ну Балбеса искать не надо. Никулин - то, что нужно".
О том, как снимался фильм, вспоминал сам Никулин:
"- С гримом у вас все просто, - говорил мне Гайдай. - У вас и так смешное лицо. Нужно только деталь придумать. Пусть приклеят большие ресницы. А вы хлопайте глазами. От этого лицо будет еще глупее..."
На волне успеха "Пса Барбоса" Гайдай весной 1961 года запустился с новой короткометражкой с той же троицей. "Самогонщики" увидели свет 8 января 1962 года, фильм приобрели 68 стран. Этого государству хватило с лихвой, поскольку общая прибыль от этих закупок составила около 70 миллионов рублей. Неплохие деньги за 20-минутную короткометражку, на производство которой ушло меньше 50 тысяч рублей.
Между тем в год, когда создавались "Самогонщики", Никулин снялся в одной из лучших своих картин, причем это была его первая драматическая роль - в фильме Льва Кулиджанова "Когда деревья были большими", где он сыграл главную роль, тунеядца Кузьму Кузьмича Иорданова. Приглашая нашего героя на эту роль, Кулиджанов не видел ни одного фильма с его участием. Зато он бывал в цирке и там видел клоуна Никулина. Каким образом режиссер сумел обнаружить в клоуне черты непутевого Иорданова - загадка.
- Как вам роль? - спросил режиссер на пробах Никулина.
- Понравилась, но не знаю, смогу ли сыграть ее.
- Умоляю вас, не играйте. Только не играйте! Будьте самим собой. Считайте, что ваша фамилия не Никулин, а Иорданов.
|
"Ко мне, Мухтар!"
В 1964 году в киношной биографии Никулина случился новый неожиданный поворот. Актер думал, что теперь его будут звать сниматься либо в ролях тунеядцев, либо воров. А его взяли и позвали на роли... милиционера и монаха. Речь идет о фильмах "Ко мне, Мухтар!" и "Андрей Рублев".
Никулин вспоминал:
"Встретившись со мной, Туманов спросил:
- А собаки у вас были?
- Были. - И я рассказал биографию каждой собаки, которая жила в нашем доме.
- Отлично! Я хочу, чтобы вы сыграли милиционера Глазычева.
- Но я не могу играть милиционера, - ответил я. - Посудите сами, какое я имею право играть милиционера, если в двух последних фильмах снимался в ролях жуликов?
После долгой беседы мы решили все-таки сделать кинопробы...
Между тем Никулин вживался в образ милиционера. Для этого он дома носил форму милиционера, а иногда разгуливал в ней и по улицам. Правда, вечерами, чтобы не вызывать удивления у людей. Более того, он несколько раз выезжал с милицией на операции, познакомился со многими проводниками розыскных собак. Работники милиции охотно делились с артистом своим опытом.
Отказался от "Берегись автомобиля"
В 1964 году исполнилась давняя мечта Никулина - на те деньги, которые ему платили за съемки в кино, он купил себе автомобиль, "Волгу"-пикап. Стоит отметить, что приобрести эту машину в те годы частным лицам было невозможно. Но Никулин к тому времени стал популярной личностью, поэтому когда он написал письмо на имя Председателя Совета Министров СССР А. Косыгина, то ему разрешили приобрести машину. Правда, и мотивировка была придумана соответствующая: нужна, мол, для съемок в кино. Речь шла о фильме "Берегись автомобиля", где Никулин должен был исполнять главную роль - Юрия Деточкина. Однако в картину он так и не попал, но автомобиль приобрел.
Татьяна Никулина вспоминала: "И вот у него появилась первая в жизни "Волга", и мне не стало покоя. Автомобиль Юра обожал, но ничего в нем не понимал. Водил не очень хорошо. Да еще и машина попалась "несчастливая". Когда Юра поехал в ГАИ за номерами, ему там предложили странный номер 00-13, который никто не хотел брать. А Юра, конечно, взял: "Ерунда! В приметы не верю!" Напрасно! Сначала он въехал в хлебный фургон, потом "Волгу" кто-то помял, когда машина стояла на светофоре, в другой раз подрезали и повредили крыло... Ситуация изменилась, когда в салоне появился игрушечный таракан, которого кто-то Юре подарил. Видимо, он сыграл роль талисмана. В итоге "Волга" прослужила нам одиннадцать лет... А в фильме "Берегись автомобиля" Юра играть отказался. Несмотря на то, что сам рассказал Рязанову про угонщика, отдававшего вырученные за украденные машины деньги бедным... Эльдар прислал сценарий, прочитав который, муж страшно расстроился. В нем Деточкин выглядел юродивым, а сам сюжет оказался сильно упрощенным. И Юра решил, что в фильме по этому сценарию играть не будет. Как Рязанов его уламывал, как уговаривал! Бесполезно...
Когда мы посмотрели "Берегись автомобиля", я спросила мужа:
- Ну что, Юра, не пожалел, что не снялся?
Он помотал головой.
- Нет. Ни на минуту..."
Первая любовь в кино
Следующим режиссером, кто решился пригласить знаменитого клоуна на драматическую роль, оказался Алексей Герман. В фильме "Двадцать дней без войны" артисту было предложено сыграть главную роль - фронтового журналиста Лопатина (прототипом его был писатель Константин Симонов). Большинство членов худсовета высказалось против Никулина, упорно видя в нем комика. Но, после того как стало известно, что кандидатуру Никулина одобрил сам "родитель" Лопатина, претензии были сняты.
Только разрешилась проблема с Никулиным, как возникла новая - с Аллой Демидовой, которая должна была сыграть возлюбленную Лопатина. Худсовет был за, а вот Симонов - против. В прическе и гриме она стала похожа на бывшую жену Симонова Валентину Серову. В итоге на роль Нины Николаевны была утверждена Людмила Гурченко.
Вспоминала Людмила Гурченко: "Фильм "Двадцать дней без войны" - это моя любовь и нежность к Юрию Владимировичу. Нас намеренно поместили рядом, купе к купе, чтобы мы привыкали друг к другу. Ведь мы же играем любовь, да еще какую! Ни в одной своей роли Ю. В. на экране любовь не изображал, и это ему предстояло впервые. Ровно через неделю нашего купейного соседства я уже знала все повадки и привычки своего необычного партнера: как спит, как носом свистит, как пукает. Утро начиналось с громкого затяжного кашля. Если судить по тому, что он любит есть, то он очень дешевый артист. Самое любимое блюдо - макароны по-флотски. Еще котлеты и растворимый кофе...
После того как сняли первый материал, режиссер объявляет: "Будем снимать любовную сцену, лежа, голыми, как весь мир снимает, ничего особенного". И тут я посмотрела на лицо Никулина... Этот поезд, зима, обледенелые окна, в шесть утра стакан растворимого кофе, грим, в семь уже выезжаем. После кофе стук в дверь, я знаю, что это Ю. В., открываю. В обледенелом коридоре стоит в майке, в длинных трусах, с полотенцем через плечо. Я говорю: "Что с вами?" Он: "Будем приучать друг друга к своему телу. Я - первый"..."
А вот что вспоминала по этому поводу жена Никулина Татьяна: "На съемках "Двадцати дней без войны" режиссер Алексей Герман видел, что играть любовь Юре непривычно. И специально поселил Людмилу Марковну Гурченко через стенку от Юры - в надежде, что у них завяжется роман. Мол, это придало бы еще больше достоверности фильму. Когда через много лет Алексей признался нам с Юрой в этом, я просто слов не могла найти от возмущения. Сказала только: "Ну спасибо тебе, Леша!" Кстати, постельную сцену Герман в итоге из фильма вырезал.
ИМИДЖ
Клоун не может быть седым
Во время съемок картины "Старики-разбойники" у Эльдара Рязанова Никулин на свои темные волосы надевал седую накладку. Его партнерша Ольга Аросева заметила, что из-под накладки выбивается седина.
- Зачем тогда тебе парик, когда можно собственные седые волосы отрастить? - спросила она.
- Я в цирке работаю - клоуном, - сказал Никулин. - Если дети будут смеяться над старостью - это нехорошо. Вот я и крашусь в брюнета.
КСТАТИ
Мог сыграть Ивана Грозного
В 1972-м Гайдай пригласил именно Никулина на главную роль царя Ивана Грозного в свою комедию "Иван Васильевич меняет профессию", но артист уехал в большую гастроль с цирком за границу. А Сергей Бондарчук прочил Никулина в свою грандиозную эпопею "Война и мир" на роль капитана Тушина. Но цирк не отпустил. Когда картина вышла на экран, один из приятелей Никулина сказал:
- Хорошо, что ты не снялся в "Войне и мире".
- Почему? - удивился Никулин.
- Артист, исполняющий роль Тушина, сломал на съемках ногу. А я тебя знаю - ты бы и шею там сломал!
ГОП-СТОП
"Я тебя научу квартиры грабить"
В 1963 году Никулин снялся в "Фитиле" и исполнил роль вора по прозвищу Петушок: его герой проникает в квартиру людей, которые уехали отдыхать на юг. А поскольку квартира была на приличной высоте, вор так и не смог выбраться и в итоге прожил (а вернее, промучился без еды) в закрытой квартире больше недели.
Когда фильм вышел на большой экран, с Никулиным случилась забавная история. Артист шел по Цветному бульвару, как вдруг прямо перед ним остановился человек.
- Юра, ты все делаешь не так, - обратился незнакомец к артисту. - Тебя надо обязательно поучить. Я это могу сделать.
- Чему поучить? - удивился Никулин.
- Как в квартиры залезать! Ты ведь в фильме это неправильно делаешь.
- Ты что - вор?
- Ага. Был когда-то. Теперь, правда, завязал, но опыт-то не пропьешь. Я тебя научу, как квартиру брать. Мы с тобой даже днем пойти можем. Если спалимся, я скажу, что, мол, артиста учу, и нам ничего не будет. Пошли?
Сославшись на нехватку времени, Никулин поспешил ретироваться.