25 ноября
Загрузить еще

От гибели на фронте Владимира Зельдина спасла постановка "Свинарка и пастух"

От гибели на фронте Владимира Зельдина спасла постановка
Фото: Зельдин в роли пастуха. Фото: kp.ru

В понедельник, 31 октября, в 9 утра не стало Владимира Зельдина. Он умер в больнице. Владимиру Михайловичу посчастливилось собственными глазами увидеть почти все, что происходило со страной в течение целого века - актер прожил 101 год.

Владимир Зельдин родился в Козлове, древнем городе в Тамбовской губернии, в 1915 году - через полгода после начала Первой мировой. Мать его была учительницей, а отец - музыкантом, капельмейстером духового полка. После революции семья перебралась в Тверь, а еще через несколько лет - в Москву, которая маленького Володю буквально ослепила: после провинциальных городов ему показалось, что он попал в сказку с сияющими улицами и звенящими трамваями.

В беседах с журналистами он охотно вспоминал то время, 20-е и 30-е годы (о которых журналистам, в сущности, поговорить было больше и не с кем). Как в детстве ходил на выступления Луначарского и видел Патриарха Сергия. Как слушал выступления Маяковского. Как занимался в кавалерийском манеже верховой ездой вместе с Василием Сталиным (Зельдин был удостоен значка "Ворошиловский всадник")...

В юности Зельдин мечтал стать то артистом балета, то моряком. Почти наудачу пошел в театральную мастерскую - и его приняли. Решающий поворот в судьбе произошел в самом начале 40-х: Зельдин играл грузина в спектакле "Генеральный консул", который шел в Центральном транспортном театре на площади трех вокзалов. Его увидела ассистентка режиссера Ивана Пырьева, как раз искавшего актера для "Свинарки и пастуха". Претендентов было множество, и Пырьев в конце концов устроил пробы перед всем женским коллективом - массовкой, костюмерами, гримерами. И женщины дружно сказали, что пастух в исполнении Зельдина - самый привлекательный.

Фото
Фото
10 Февраля 201614:58

Потом Зельдин говорил, что "Свинарка и пастух", возможно, спасла его от гибели на фронте: война началась, когда шли съемки, и членов съемочной группы уже мобилизовали, но Сталин приказал закончить картину. Сцены на ВДНХ снимали, когда немцы бомбили Москву - но "Свинарка и пастух" вышла на экраны, а Зельдин отправился на фронт в качестве актера, в составе бригад, выступавших перед солдатами.

После войны Пырьев позвал его на роль второго плана в "Сказание о земле Сибирской", но в общем и целом, нельзя сказать, что кинокарьера Зельдина была феноменально удачной. Он снимался в "Карнавальной ночи" - был одним из клоунов, которых Огурцов убеждал выступать в костюмах и с постными лицами - но этот эпизод забылся на фоне более искрометных. Он играл Серебрякова в "Дяде Ване" Андрея Кончаловского, но признайтесь честно - когда вы в последний раз пересматривали этого "Дядю Ваню"? Наконец, он сыграл в мюзикле Леонида Квинихидзе "31 июня" - но картина, один раз показанная по ТВ в декабре 1978 года, мгновенно легла на полку из-за того, что в США эмигрировал снявшийся в ней Александр Годунов; она вернулась к зрителю много лет спустя, когда в моде были совсем иные сказки и песни. И лишь в 1987-м Зельдин получил в кино подлинно коронную роль, с которой и будет ассоциироваться у большинства зрителей: это Уоргрейв, вершитель идеального суда в "Десяти негритятах" Станислава Говорухина.

Блестящий актер, Зельдин реализовался главным образом в театре и сам говорил: "Играл я много, снимался мало, и узнают меня обычно в театре, после спектакля". Конечно, он ничуть не переживал по этому поводу, с гордостью неся звание драматического артиста. Нес он его фантастически долго, в какой-то момент став самым старым действующим актером в мире.