Александр Ширвиндт как-то сказал о Гердте: "Украшение нашей жизни". Сам актер отмечал: "Самое большое из всего, чего я добился, это то, что зрители называют меня Зямой". Это было проявление высшей степени доверия. Об уникальном артисте, ушедшем из жизни 20 лет назад, вспоминают его вдова Татьяна Правдина и друзья.
Четыре года в госпиталях
Гердт не написал мемуаров и не вел дневника. Первое свидетельство он оставил о себе в листке автобиографии, при поступлении в Театр кукол Сергея Образцова:
"Я, Гердт З. А., родился в 1916 году в гор. Себеж, в семье служащего. Окончив в 1932 году среднюю школу, переехал в Москву, где поступил в школу Ф.З.У. Электрозавода. Работал 1 год на строительстве Московского Метрополитена - электромонтажником. В 1932 году без отрыва от производства поступил в Театр рабочей молодежи (ТРАМ) ЦК Союза Электростанций, где, проработав три года, был переведен в профессиональный состав театра в качестве актера. В 1938 году был вовлечен в организацию Московской Государственной Театральной Студии под руководством Арбузова и Плучека, где проработал до июня 1941 года".
Гердт вспоминал, что, если бы не начавшаяся Вторая мировая, их театральная студия могла бы стать полноценным театром. Но планы рухнули.
- Арбузовская театральная студия, в которой работал Зиновий, стала фронтовой, артисты получили бронь, но Гердт ушел на фронт добровольцем, - рассказала "КП" вдова артиста Татьяна Александровна Правдина. - В 1943 году Зиновий Ефимович получил ранение, перенес 11 операций. У него одна нога стала короче другой - остался хромым на всю жизнь. Тогда он переживал, что это поставит крест на его актерской карьере. Но в госпиталь приехала группа из Театра кукол Образцова, давала представление для раненых. Зиновий вспоминал, что смотрел не на кукол, а на занавесочку, за которой были артисты. И его осенило, что он может так же! В Москве он показался Образцову и был принят в его труппу.
- А когда Зиновий Ефимович взял себе другую фамилию (настоящее имя артиста - Залман Афроимович Храпинович. - Ред.)?
- До войны. Ему посоветовали взять более звучный псевдоним. Одна из его родственниц была Герд. Он добавил в конце "т" для звучности.
Сблизил перевод с арабского
В 1944-м Гердт вернулся в Москву к жене, актрисе Марии Новиковой. В марте 1945-го родился сын Всеволод, но к тому времени супруги уже расстались. Актер честно объявил: "Влюбился. Ухожу".
Мария Новикова растила сына, у нее были поклонники, но замуж она так и не вышла: "Таких, как Зяма, больше нет". Гердт, устроившись на работу в Театр кукол Образцова, написал в бухгалтерии заявление: "Прошу пересылать 100% моей зарплаты на имя сына - Новикова Всеволода Зиновьевича".
- Татьяна Александровна, писали, что якобы родной сын не хотел общаться с Зиновием Ефимовичем, у них были плохие отношения.
- Неправда. Прекрасные были отношения. Но, поскольку сын никогда с ним не жил, у них не сложилось душевной близости. И Сева, очевидно, был ближе к своей маме. А у той была обида на бывшего мужа.
- Гердт не воспитывал сына, зато воспитывал вашу дочку?
- Да, мы начали жить вместе, когда Кате было два года. Он считал ее родной. И она только его считала папой и взяла его фамилию (Екатерина Гердт стала женой режиссера Дениса Евстигнеева. - Ред.).
- Говорят, у него была привычка жениться?
- Можно и так сказать. Но я его отучила от этой привычки. Я его третья официальная и пятая неофициальная жена. Когда мы встретились, оба были еще женаты. А стали общаться на гастролях, где я работала переводчицей с арабского.
Театр кукол Образцова много гастролировал за рубежом. Уже к 1975 году спектакль "Необыкновенный концерт" объехал 23 страны, был показан в 110 городах в СССР и в 109 - за границей. "В зарубежных поездках роль конферансье я всегда играю на языке народа той страны, в которой мы выступаем", - вспоминал Гердт.
|
Из кукольников - в короли эпизода
- Порой он был вспыльчивым и эмоциональным, - вспоминает вдова актера. - Однажды после скандала я вышла из себя: "Все. Ухожу". Скинула халат, открыла шкаф и задумалась. "Ну что я надеваю?" - тут же прокомментировал паузу Гердт, лежа в кровати. Я расхохоталась.
- Многие запомнили Гердта по роли Паниковского в фильме Швейцера "Золотой теленок". Но ведь сначала был утвержден Ролан Быков?
- Ролан улетел, и режиссер попросил подыграть Зяму на пробах в образе Паниковского. И Зиновий так это великолепно сделал, что потом его и Швейцер, и сам Ролан Быков уговорили играть Паниковского. Но он поставил условие, что не будет таким, какой Паниковский у Ильфа и Петрова, - противным, ничтожным. Он сыграл своего Паниковского - жалкого, но трогательного до слез.
- Зиновий Ефимович сыграл более чем в 70 картинах, но чаще всего в эпизодах. Ему не было обидно, что не приглашают на главные роли?
- Он был артистом, и что ему выпало судьбой, то и сыграл. В его жизни было не только кино, но и сцена.
Было и телевидение: с 1962 по 1966 год Зиновий Гердт вел передачу "Кинопанорама", от которой отказался из-за сложностей с графиком.
5 ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ МЭТРА
В ТЕМУ
Шпионский роман
Из книги вдовы Зиновия Гердта Татьяны Правдиной:
"Первое ощущение - развязность, артисты! Как Зяма потом говорил сначала мне, а потом и публично, что в ту минуту, когда он меня увидел, внутри него был голос, который сказал: эта женщина будет моей женой".
Работа над переводом началась еще в Москве. В "Необыкновенном концерте" единственный постоянно говорящий персонаж - это конферансье. Именно эту роль и предназначалось играть Гердту на арабском. Поэтому почти каждый вечер, когда Гердт не был занят в театре, я приходила к ним домой, и мы работали. Говорю "к ним", потому что Зиновий Ефимович уже восемь лет как был женат на очень красивой женщине Кате Семерджиевой. Они снимали комнату в коммунальной квартире в Столешниковом переулке, ожидая окончания строительства своей однокомнатной кооперативной. Гердт диктовал текст, я переводила, произносила вслух, а он повторял его и записывал русскими (естественно!) буквами, делая пометки для произношения.
Ничто не предвещало революции. Гердт был серьезен и внимателен, провожал до машины, на которой за мной приезжал муж. <…> Во время нашего полуплатонического "гастрольного" романа мы ни разу не говорили о дальнейшей жизни, не обсуждали семейные дела каждого: Зяма знал, что я с мужем рассталась, но живем мы вместе. По возвращении никаких обещаний мы с Гердтом друг другу не давали, только лишь назначили свидание неподалеку от моей работы. Он подъехал на машине, распахнул дверцу, и я сказала: "Ну, это просто какое-то шпионское кино". "Абсолютно не шпионское, - сказал Гердт и добавил: - Я свободный человек". Оказалось, приехав с аэродрома, Зяма сказал жене: "Я полюбил другую женщину". "Таню?" - спросила она. "Да". Он понимал, что всаживает нож. Но, на его счастье, нож не вошел: "А квартира?" - спросила жена. "Она твоя".
Мы поехали на холостяцкую квартиру приятеля Зямы, который дал ему на неделю ключи, и с тех пор тридцать шесть лет не расставались (после этого свидания они окончательно ушли от "бывших" и стали жить вместе в съемном жилье - он, она, ее дочка Катя и няня. - Ред.)".