Лично меня модный режиссер Дерек Сиенфранс ("Место под соснами"), нанятый для экранизации дамского бестселлера М. Л. Стэдман, сильно разочаровал кинолентой "Свет в океане", в которой он продолжил упиваться безупречной стильностью своего кинематографического письма.
Но некоторая интеллигентность этого зрелища (все-таки на сюжет о бездетных смотрителе маяка и его молодой жене, удочеряющих маленькую девочку, заброшенную в лодке на их живописный остров, можно было навалять такой мексиканский сериал, что мало бы не показалось) не выводит аккуратную лирическую драму из зоны интересов продвинутых домохозяек и маразмирующих киноакадемиков.
Тем не менее, в картине присутствуют многие характеристики возможного "оскаровского" номинанта - размах, претензия, историческая подоплека, эстетская выделка всех компонентов - от музыки до операторской работы, и, конечно, класс актерских работ.
Майкл Фассбендер с большой самоотдачей, но без нажима играет чувство затаенного страдания и вины, взятой им на себя из любви к жене. Алисия же Викандер столь часто и обильно рыдает в этой картине, что, кажется, ей гарантирован второй подряд "Оскар", сразу после "Датской девушки" - еще одной статусной мелодрамы, "открывшейся" в Венеции в прошлом году. Но по сравнению с сиропным "Светом…" "…девушка" была все же куда забористее...
"Прибытие" не менее модного Дени Вильнева тоже оборачивается мелодрамой, хотя закручено это кино несравненно более хитрым образом. Картина, в которой, как и в ленте Сиенфранса, фатально отсутствует всякий юмор, позиционирует себя как образец высоколобой философской фантастики с оглядкой на классику жанра - от "Соляриса" Тарковского до "Контакта" Земекиса.
Сюжет заимствован из рассказа Теда Чанга "История твоей жизни" и рассказывает об ученой-лингвисте (Эми Адамс), призванной вступить в контакт с инопланетянами в связи с их массированным (сразу в десятке мест, в том числе на Черном море и в Сибири) "прибытием" на нашу планету. Цель его не ясна, и именно ее и должна по заданию Пентагона (в лице Фореста Уитакера) выяснить героиня.
Похожие на гигантских осьминогов и явно опередившие землян в абстрактном мышлении пришельцы общаются весьма стильным образом - выбрасывая чернильные круги разной конфигурации. Язык определяет мышление и, расшифровывая послания прибывших осьминогов, ученая погружается в странное состояние рассудка, позволяющее ей прозревать будущее.
Мы же прогнозируем этим фильмам номинации на "Оскар". А вот победу в них... Здесь нужно пробраться в непрогнозируемое сознание киноакадемиков - это потрудней, чем с инопланетянами.