Раневская сыграла в театре и кино десятки таких ролей, о которых писатель-юморист Эмиль Кроткий заметил: "Имя её не сходило с афиши, где она неизменно фигурировала в числе „и др.“. Но это не помешало Раневской стать любимицей публики. Многие ходили в кино только ради нескольких минут с участием Раневской.
Из-за бешеной популярности режиссер Юрий Завадский, с которым у Раневской был затянувшийся творческий конфликт, даже снял ее с роли. Дело было на спектакле по пьесе Билль-Белоцерковского "Шторм". Раневская так играла роль Маньки-спекулянтки, что затмевала исполнителей главных ролей. Но вскоре "любимый директор", как Завадского называла Раневская, одумался, смекнув, чем грозит театральной кассе уход Раневской.
"АЛЕКСАНДР ПАРХОМЕНКО" (1942)
Режиссер фильма Леонид Луков, очевидно, относил Раневскую к героям самого низкого разряда, раз даже не поместил ее фамилию в титры актеров, играющих эпизоды. Но Раневской это и не нужно было. Любой зритель, который видел фильм, помнит роль таперши с сигаретой в зубах, которая пела старинный романс, играя на пианино. И этот эпизод стал одним из самых ярких в фильме.
"ПОДКИДЫШ" (1939)
Фразу "Муля, не нервируй меня" Раневская придумала сама и предложила режиссеру Татьяне Лукашевич. В последствии эта фраза стала крылатой и принесла Раневской немало хлопот. Когда на улице поклонники встречали актрису, они постоянно повторяли эту фразу. А Раневской это очень надоедало, она злилась, когда слышала кличку "Муля".
"ВЕСНА" (1947)
В музыкальном фильме "Весна" Раневская сыграла экономку Веры Шатровой, роль которой исполнила Любовь Орлова. Кстати, именно Раневская когда-то посоветовала Орловой покинуть театр и уйти в кино - чтобы стать популярной.
Премьера "Весны" (1947 год) прошла со средним успехом Зрителям лента показалась скучноватой и утомительной, смех в зале вызывали только эпизоды с Раневской и Ростиславом Пляттом.
Когда режиссер Григорий Александров пригласил Раневскую сниматься в "Весне", то для нее был написан только один эпизод: она подавала завтрак своей знаменитой племяннице. Режиссер предложил актрисе самой придумать сцены для своего персонажа, что Раневская и сделала. Так и появились знаменитые фразы: "Я возьму с собой "Идиота", чтобы не скучать в троллейбусе!", разговор по телефону: "Скорую помощь! Помощь скорую! Кто больной? Я больной. Лев Маргаритович. Маргарит Львович".
"ЗОЛУШКА" (1947)
Автор сценария Евгений Шварц очень трепетно относился к своему тексту, тогда как Раневская любила добавлять отсебятину. У Шварца была такая сцена: мачеха готовится к балу и примеряет разные перья, жалуясь на свою нелегкую судьбу. Все молча. Но для действия актрисе не хватало текста. Шварц, посмотрев, что насочиняла Раневская, разрешил включить это в фильм.
Теперь эпизод стал таким.
Мачеха, всхлипывая, садится к зеркалу, а Золушка подает ей дорогие диковинные перья.
— Я работаю, как лошадь. Бегаю (перо), хлопочу (перо), требую (перо), добываю и добиваюсь (перо), очаровываю (тощее павлинье перо).
В "Золушке" Раневская по-новому обыграла роль мачехи. Если в сказке она вызывает лишь ненависть и отвращение, то в исполнении Фаины - восхищение и восторг.
"ЛЕГКАЯ ЖИЗНЬ" (1964)
Раневская была соавтором почти каждой своей роли. В "Легкой жизни", например, она переписала сцену, когда королева Марго раскладывает перед Верой различные вещи. Именно Раневская придумала "Крем для омоложения морщин".
*В статье использована информация из книги "Разговоры с Раневской" журналиста Глеба Скороходова, который дружил с актрисой.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Почему у Раневской было две фамилии и три отчества
В различных источниках Раневскую называют по разному - то Фаиной Григорьевной, то Фаиной Георгиевной. А ее отца и вовсе звали Гирш Фельдман, соответственно имя актрисы при рождение звучало как Фаина Гиршевна Фельдман.