Вы в мультиках не снимались?

Все дело - в эклере

Для советских мультипликаторов слово "эклер" означало не только пирожное. Так назывался метод, популярный в 1950-х годах, когда роли мультяшных героев первоначально играли артисты. А потом художники переносили их образы на бумагу.

Так родились мультики-шедевры: "Снежная королева", "Золотая антилопа", "Цветик-семицветик", "Каштанка", "Аленький цветочек", "Сказка о рыбаке и рыбке"... Снимались в этих и многих других фильмах выдающиеся советские актеры: Мария Бабанова, Михаил Астангов, Рубен Симонов, Алексей Грибов, Борис Чирков…

- "Эклер" - это профессиональный сленг. Правильное название такой техники - ротоскопирование. Живую игру актеров сперва снимали на кинопленку, а потом мультипликаторы кадр за кадром переносили ее на бумагу, - рассказывает "КП" историк анимации Сергей Капков. - Вот почему в старых советских мультфильмах все движения героев реалистичны, как будто на экране не рисованные картинки, а живые люди. Даже тени передвигаются натурально. Аниматоры должны были правдоподобно передать мимику и пластику человека.

- Откуда появилось такое вкусное название "эклер"? 

-Как мне рассказывали сами мультипликаторы, в то время в коридоре "Союзмульт­фильма" стоял старый токарный станок. На нем была металлическая бирка фирмы Eclair. Вроде бы этот станок перекочевал с завода, который был во дворе киностудии. Изобретательные художники нашли ему применение. С одной стороны длинной станины закрепляли проектор, а с другой вешали экран, на него прикрепляли лист, и художники переносил на бумагу ключевые моменты снятого материала. По названию марки станка и возник термин "эклер". И пирожное тут ни при чем.

У мультяшек голова больше

- Съемки проходили так же, как в большом кино?

- Не совсем. Артисты разы­грывали сцены. Но разговаривали они не с партнерами, а с пустым местом. Потом эти же актеры своих героев озвучивали. Если  вы присмотритесь, то обязательно заметите портретное сходство между героем мультика и актером.

Но есть и разница. Например, художники меняют пропорции тела героев, увеличивают им голову, заостряют черты - вгоняют рисунок в образ, чтобы он выглядел ярче и гротескнее. Если просто перенести киноизображение человека на бумагу, у него будет очень маленькая голова, на которой не видны черты лица. Поэтому у мультяшных героев головы непропорционально большие.

Чтобы не пропустить все самое важное и интересное, подписывайтесь на нас в соцсетях