4 ноября
Загрузить еще

Генеральный директор "Фолио" Красовицкий: "Увы, мы уже не читающая нация"

Генеральный директор
Фото: Гендиректор издательства "Фолио" Александр Красовицкий. Фото: Пресс-служба Фолио

А еще узнала, как при помощи культуры победить терроризм.

Нон-фикшн набирает популярность

- Александр, опишите современного украинского читателя, в чем он нуждается?

- Сейчас он практически полностью отключился от советской реальности. Ему нужно много литературы по истории Украины, украинской культуре. Причем это книги, написанные либо в постсоветское время, либо до него.

Украина сейчас переводит в 10 раз меньше современной зарубежной литературы, чем соседние Польша, Чехия, Словакия, и мы не имеем представления о том, что издается в Европе. Поэтому украинскому читателю в первую очередь нужно создание инфраструктуры для издателей, которые смогут переводить, продавать, поставлять в библиотеки литературу современную, и включить таким образом Украину в интеллектуальный процесс Европы и мира.

- Какой жанр в ближайшее время будет пользоваться наибольшим спросом в Украине?

- Нон-фикшн (документальная проза, основанная на реальных событиях, документах, с редкими вкраплениями художественного вымысла. – Ред.). Много лет в нашей стране не издавался нон-фикшн, большую часть импортировали российские издательства. Сейчас, в связи с тем что российские книги дороже, украинские издатели стараются продавать свою продукцию дешевле, и эта часть рынка открылась.

"Украинцы приобрели такое качество, как лень, и стали домоседами"

- Согласно последним исследованиям, сейчас самая читающая страна мира - это Индия. В среднем ее жители проводят за книгами по 10,7 часа в неделю. Далее идут Таиланд и Китай (9,4 часа и 8 часов в неделю). Можно ли сказать, что мы, украинцы, - читающая нация?

- Увы. Мы уже не читающая нация. Сейчас украинцы намного меньше проводят времени за книгой, чем в советское время. Но эту проблему можно решать только косвенно - пропагандой чтения, появлением книг в библиотеках, модой на образованность. При нормальном образовании, когда студент знает, что он идет за знаниями, а не за дипломом, он читает взахлеб. С учетом того, что украинские вузы стремительно падают в мировых рейтингах, появляется понимание, что у нас книга не является ценностью для того, кто идет за высшим образованием.

- Что может послужить "прививкой от глупости"? Как заразить украинцев модой на чтение?

- С первого взгляда это может показаться странным, но главной проблемой нечтения и отсутствия интереса к книге в Украине является не книжное пиратство, а видеопиратство. Оно очень сильно повлияло на образ жизни среднего украинца. Каждый из нас знает, что в свободном доступе находятся тысячи фильмов, соответственно, проведение досуга в свободное время часто базируется именно на просмотре видео.

Украинцы приобрели такое качество, как лень, которого у них никогда не было, и стали домоседами. Перестали ходить в гости, перестали посещать театры, кинотеатры, выставки, а не только читать книги. Соответственно, борьба с пиратством в этой области приведет к изменению стиля и образа жизни нашего населения, в том числе и в пользу чтения книг.

Еще один важный нюанс: учитывая напряженную ситуацию в обществе, чтение новостей сейчас часто заменяет украинцам книги. С этим невозможно бороться. Общество должно быть спокойным и уверенным в завтрашнем дне - тогда отойдет на второй план повальный интерес к новостями политики.

Старшее поколение украинцев все еще много читает, а вот молодежь уходит в интернет. Фото: Униан

"Дети должны читать совсем другие книги, нежели их родители"

- А что будут и что точно не будут читать наши дети, подростки?

- Многое зависит от родителей. Есть родители, не признающие и не понимающие, что нынешние школьники далеки от тех реалий, которые описаны в книгах, на которых воспитывались они сами. Соответственно, навязывая непонятный для ребенка продукт, взрослые вызывают подсознательную неприязнь к чтению. Раньше общество менялось не так быстро, и дети могли читать книги наших родителей и все в них понимать. Нынешнее поколение живет совершенно иной реальностью. Дети должны читать совсем другие книги, нежели те, которые читали их родители.

- Как же привить любовь к чтению?

- Любовь к чтению ребенку нужно прививать с момента рождения, с самых маленьких книжек, постоянным чтением вечером. Нечтение приводит к тому, что мы получаем ограниченных членов общества, которые не включают фантазию, не умеют анализировать ситуацию, и это трагично.

О НОВОЙ КНИГЕ

Михаил Саакашвили. "Уроки Грузии для Украины"

Книга под авторством экс-президента Грузии с литературной записью Александра Красовицкого.

- Для меня идея создать книгу витала в воздухе еще до того, как Саакашвили стал губернатором, - рассказывает автор и издатель. - Мы очень долго договаривались об этом. До этого подобный проект был не реализован американскими журналистами - стороны так и не смогли найти общий язык, и книга не вышла. Наша совместная работа уже готова и должна выйти либо к Форуму во Львове или сразу после него - в сентябре.

Это вся история президентского правления Саакашвили и всего того, что ей предшествовало. По ключевым ситуациям реформ проведены параллели между Грузией и Украиной, а также между сегодняшней Украиной и Грузией десятилетней давности. Соответственно, в тех случаях, когда реформы получились, - мы обсуждаем, благодаря чему. В случаях, когда реформы не были успешными - сказано, где были ошибки, которые привели к неудовлетворительному результату. И очень удачным, с моей точки зрения, является как раз то, что он не скрывает, где не получилось.

- Например?

- Реформа судейской системы. Она была проведена еще до его президентства им же, в статусе руководителя Министерства юстиции. После реформы началась инфляция, невыплата зарплат, и новые молодые судьи разбежались, поскольку не было чем кормить семьи, или стали такими же, как старые коррумпированные. И во второй раз в реформу уже никто не поверил.

- Какие скандальные, ранее не обсуждаемые темы затрагивали в диалогах с Саакашвили?

- Не могу раскрывать заранее всю суть книги, но пару историй могу рассказать. Например, о том, как в Грузии боролись с коррумпированными чиновниками времен режима Шеварднадзе. В частности, один из руководителей железной дороги спрятался от следователей в больнице на территории Аджарии (не подконтрольная грузинскому правительству в то время). Тем не менее был послан вертолет, который туда прилетел, сел перед больницей. Следователи арестовали чиновника. В Грузии к тому времени был принят закон о том, что лица, обвиняемые в серьезных коррупционных преступлениях, имеют возможность выкупить себя у государства - официальная сделка суда с государством. Чиновник этот в первый же день по возвращении в Грузию договорился с государством на 20 миллионов долларов, которые были привезены грузовиком наличными, а выкопали их на территории его собственной дачи.

Или еще одна история. Во время юбилейного обеда по случаю торжества у генерального секретаря ООН Виктор Федорович Янукович рассказывал о том, что для легализации Межигорья ему пришлось заплатить взятку председателю Верховного суда в размере 20 миллионов долларов.

Будут истории о допущенных Саакашвили ошибках. К примеру, когда начались системные увольнения чиновников, замеченных в коррупции, примерно 70 000 человек в Тбилиси вышли на демонстрации вместе с семьями против режима. Не было предпринято адекватных действий интеграции этих людей в грузинское общество. Фактически, он собственными руками создал ту часть общества, из-за которой впоследствии потерял власть.

Европейские библиотеки - это не только книги, но и кафе, зоны отдыха, продвинутые культурные центры. Фото: Tofsrud Flickr.com

ВОПРОС РЕБРОМ

Нужны ли нам библиотеки?

- Парадокс: в Украине библиотек сейчас больше, чем во Франции и Германии вместе взятых, но у нас библиотеки - одна из самых отсталых, по сравнению с соседними странами, отраслей украинской культуры. Потому что вкладывать средства надо не только в ремонт, отопление и зарплаты, а в первую очередь - в создание современных систем.

Если говорить о современной европейской библиотеке, надо понимать, что с бумажными книгами в мире ничего плохого не произошло. Европа закупает для библиотек примерно четверть производства книг и таким образом поддерживает развитие издательской отрасли. В Украине же, которая издает очень мало книг, закупается максимум 2,5% для библиотек. Таким образом, на душу населения у нас закупается более чем в 100 раз меньше книг, чем, например, в Германии.

Фонды библиотек физически изношены и устарели морально, эти книги не нужны читателю. В результате у нас в библиотечных фондах числится 300 миллионов единиц, но условно новых среди них (появившихся там за последние 20 лет) - меньше 50 миллионов! Еще более прискорбно то, что их большая часть никогда не будет запрошена читателем.

В Европе традиция библиотек такова: книга служит читателю в публичной библиотеке 10-12 лет. Потом ее списывают либо потому, что она физически износилась, либо потому, что она не запрашивается.

А хранение экземпляров книг для последующего изучения, для потомков, для будущего, в мире производится только в больших национальных или научных библиотеках.

У нас же библиотечное сообщество сопротивляется возможности списать ликвидные фонды и даже возможности их учитывать. Мы единственная страна, где нет электронного каталога библиотек всей станы. Вы же понимаете - как только выяснится, ЧТО лежит в этих библиотеках, начнутся скандалы. Окажется, что часть фондов разворована, часть подлежит законной декоммунизации и должна быть списана, остальное либо физически устарело, либо никогда не запрашивалось.

Когда мы поймем, что количество книг в этих библиотеках уменьшилось в разы, напросится логический вывод, что большую часть библиотек пора закрыть.

С компьютеризацией библиотек в Украине дело не лучше: это не больше 30%. Обычная же европейская библиотека – это не только бумажная книга, но и электронная книга на твердом носителе с защитой от копирования.

Плюс - кафе, зоны досуга, где можно провести время. Библиотеки в Европе уже давно превратились в центр культуры. Убежден, что необходимо либо составить серьезный план изменений в библиотечной отрасли и быстро его реализовывать, либо параллельно той неликвидной системе, которая у нас есть сейчас, выращивать систему ликвидную, а старую постепенно закрывать.

- Какой же процент библиотек подлежит закрытию, по вашему мнению?

- Прежде всего - школьные библиотеки в сегодняшнем статусе не нужны, - только разве что в больших школах оставить. А таких учебных заведений в нашей стране немного. Соответственно, из почти что 20 тысяч школьных библиотек должно остаться не более тысячи.

Из нынешних публичных библиотек, которых у нас 15 тысяч, должно остаться до 4 тысяч. Но эти 4 тысячи должны стать медиатеками с современной логистической системой. Во Франции, к примеру, при закрытии мелких библиотек были созданы библиобусы, которые ездят по определенному графику между селами. Там есть электронные каталоги, и человек заказывает те или иные книги, чтобы во время следующего визита библиобуса их получить. Плюс ко всему - там есть постоянный фонд бестселлеров, которые можно выдавать на руки людям. Эта система уже около 10 лет функционирует и гораздо экономичнее, чем содержание массы библиотек в каждом населенном пункте!

Еще один яркий пример из Европы. Когда в Италии начались события, связанные с эмиграцией из арабских стран, итальянское правительство в этой ситуации дополнительно выделило миллиард евро на библиотеки, чтобы туда попали книги на разных языках. Вот такое решение было принято: при помощи культуры бороться с терроризмом.

ЛИЧНЫЙ РЕЙТИНГ

Любимые писатели и книги

- Для меня всегда был актуален Набоков, - говорит Красовицкий. - Из того, что вышло в последние годы в современной литературе, очень знаковой книгой является произведение испанского писателя Жауме Кабре "Я исповедуюсь" (мы издадим в начале следующего года). На всех мировых рынках она сейчас интеллектуальный лидер. Это очень многослойное повествование с сотней героев, происходящее в пяти временных пластах, которые еще и могут пересекаться. Первую фразу начинает произносить инквизитор в XVI веке, а продолжает офицер в концлагере.

Что касается украинской литературы - мне удалось создать вокруг издательства "Фолио" именно тот круг авторов, которые являются лучшими. В частности Юрий Винничук и Андрей Курков, которые уже переводимы в Европе и которые стали частью европейского литературного контекста.

Из российской литературы - недавно ушедший от нас Фазиль Искандер, с которым я был знаком и 6 томов собраний сочинений которого мы издали. Также Людмила Улицкая, последний роман которой вышел года назад.

КСТАТИ

Самые начитанные украинцы: Загребельный, Луценко, Ройтбуд

- Александр, кого из украинского политбомонда считаете самым начитанным?

- Я знаю далеко не всех, но, безусловно, это Юрий Луценко и Борис Ложкин. Луценко за время нахождения в заключении  прочитал более 250 книг, продолжал читать и после. Очень важно, чтобы работники силовых структур были не теми, кто читает только сберегательные книжки.

- А среди культурных деятелей?

- Наверное, Александр Ройтбуд. Безусловно, исключительно начитанным человеком был Павло Загребельный, один из немногих советских писателей, произведения которых останутся в украинской литературе и дальше. Кроме того, что он читал все, что было доступно здесь (в советское время многие книги были не доступны), он знал много языков и часть из них выучил, чтобы читать то, чего здесь нет. Попадая в Польшу или Югославию, он привозил огромное количество книг. И не только прочитывал, но еще и своеобразно издевался над советскими цензорами. Речь о тех местах в его книгах, куда он помещал цитаты из произведений мировой литературы, запрещенные к изданию в СССР. Естественно, ни один цензор никогда его на этом не поймал.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

10 книжных новинок, которые выпустят к Форуму издателей во Львове

Одна из самых крупных книжных ярмарок Украины пройдет с 15 по 18 сентября.

о просьбе "КП" в Украине" гендиректор "Фолио" Александр Красовицкий выбрал 10 самых ожидаемых новинок своего издательства: пять из них написаны украинскими авторами, а еще пять – переведены.

Новости по теме: Книги