Его новый фильм "Большой и добрый великан", на который было потрачено $140 млн, окупил себя лишь наполовину, собрав в прокате $72 млн. Это была первая режиссерская работа Спилберга для Disney и наверняка последняя - такие провалы акулы кинобизнеса не прощают. Даже таким мэтрам.
Хотя, что бы ни показывали кассовые сборы, фильм получился хороший - искренний и добрый. Наверное, потому и не пошел в массы - эти эмоции сейчас, к сожалению, "не в тренде".
Сам же Стивен Спилберг не расстраивается. Ведь это не первая недооценка его работы.
Когда политика затмевает кино
- Мистер Спилберг, кроме "Большого и доброго великана" какой свой фильм вы считаете самым недооцененным?
- Думаю, фильм "Мюнхен". Его как-то даже не особо считают моим фильмом. (Герои картины - агенты израильской спецслужбы Мосcад - готовят операцию по уничтожению организаторов теракта во время Мюнхенской Олимпиады 1972 года. - Авт.) Много тех, кому понравился этот фильм, много тех, кому не понравился - по политическим мотивам. Но "Мюнхен" - картина, которой я очень горжусь, и мне жаль, что она не получила такого признания, как другие мои работы, потерявшись в спорах о ее политическом месседже. Обе спорившие стороны с такой яростью обсуждали лежавшую в основе фильма историческую проблематику, что полностью забыли о нем самом.
- Вы регулярно снимаете картины, посвященные реальным историческим событиям и историческим деятелям. Таким был и "Шпионский мост". То, что сейчас вы сняли сказку, - знак усталости от исторического жанра?
- Нет! Новая картина для меня - это отдых, перемена обстановки. А следующий фильм опять будет историческим, он называется "Похищение Эдгардо Мортары" (действие происходит в Италии в 1858 году. - Авт.). Для меня всегда было прекрасной мечтой снять кино о мечтах. О дружбе. О приятии различий между людьми и радости открытия этих различий - без них невозможен был бы этот мир!
- Трудно избежать сравнений между "Инопланетянином" и "Большим и добрым великаном". Они оба о дружбе существ из параллельных вселенных.
- Я не вижу сходства между этими фильмами кроме того, что сценарии к обеим картинам написала Мелисса Матисон. Я снимал и другие фильмы о дружбе людей разных идеологий, людей, в фигуральном и прямом смысле прилетевших с разных планет. Это моя постоянная тема. Мне не кажется, что "Большой и добрый великан" в чем-то наследует "Инопланетянину". Действие "Инопланетянина" происходит в совершенно реальном, знакомом нам мире. "Большой и добрый великан" разворачивается в мире фэнтези, мы должны были его полностью строить. Этот фильм - сказка, тогда как "Инопланетянин" ею не является. По крайней мере для меня. Это скорее научная фантастика.
|
"Я вырос, говоря на трех языках"
- В ваших картинах часто возникают персонажи из стран бывшего СССР. В "Индиане Джонсе и Королевстве хрустального черепа" Кейт Бланшетт играет женщину по имени Ирина Спалко. В "Шпионском мосту" Марк Райленс играет советского шпиона Рудольфа Абеля.
- В этом нет ничего удивительного. И моя прабабушка, и мой прадедушка родом из Украины (бабушка и дедушка со стороны отца эмигрировали в США из Каменца-Подольского, а дед по линии матери - из Одессы. - Ред.). Мои дедушка и бабушка всю жизнь говорили на русском и идиш. Поэтому я вырос, говоря на трех языках - русском, английском и идиш.
- Что-нибудь по-русски еще помните?
- Нет, уже ничего, но в детстве немного знал. Сейчас я знаю идиш лучше, чем русский. Помню, как приходил на кухню слушать, как мои бабушки ругались по-русски на тему правильного приготовления какой-то еды. Тогда в моей жизни было много комедии! Мой дедушка играл на мандолине и балалайке и меня научил. Я тоже наяривал в детстве, но сейчас, конечно, уже разучился. Все это было очень важной частью моего культурного наследия. И я горжусь им. И иногда привношу его в свои фильмы.
|
О любимом актере
- Вы редко работаете с одними и теми же актерами, но сделали исключение для Марка Райленса, который получил "Оскар" за "Шпионский мост", а потом сыграл у вас великана.
- Я люблю его и как актера, и как человека. На двух этих фильмах мы с Марком не остановимся. В ближайшее время мы сделаем с ним еще два - исторический фильм "Похищение Эдгардо Мортары" и научно-фантастический "Первому игроку приготовиться". Просто он один из моих самых любимых актеров. Он и Дэниел Дэй-Луис, сыгравший у меня Линкольна. Я считаю, что они находятся на самом верху, рядом с ними мало кого можно поставить. Я столькому научился у Марка!
ИЗ ДОСЬЕ "КП"
Стивен СПИЛБЕРГ родился 18 декабря 1946 года в Цинциннати, штат Огайо. В 11 лет снял свой первый любительский фильм. Работал на ТВ, в том числе на телесериале "Коломбо", пока в 1971 году не снял первый прославивший его фильм - триллер "Дуэль". Спустя 4 года выступил автором мегахита "Челюсти", ставшего прообразом современного коммерческого блокбастера. С тех пор регулярно выпускал фильмы, вошедшие в историю кино и ставшие кассовыми феноменами - не только в качестве режиссера, но и в качестве продюсера. Удостоился "Оскаров" за военные драмы "Список Шиндлера" и "Спасти рядового Райана". Был женат на актрисе Эми Ирвинг (у них совместный ребенок), последние 25 лет - на актрисе Кейт Кейпшоу, с которой воспитал шестерых детей - как родных, так и усыновленных.
Один из богатейших людей Голливуда, Спилберг заработал 250 миллионов долларов на картине "Парк Юрского периода" и отказался от гонорара за "Список Шиндлера".
КСТАТИ
"Я до сих пор не смотрел "Мертвый сезон"
- Многих интересует, смотрели ли вы советский фильм "Мертвый сезон" во время работы над "Шпионским мостом", ведь там тоже рассказывается о работе советских и американских шпионов в годы холодной войны и их обмене.
- Нет, никогда не смотрел. Я знал об этом фильме, но не хотел, чтобы он оказывал на меня какое-то влияние. Я знаю, что он рассказывает, в сущности, ту же историю, только с противоположной точки зрения. Сейчас, когда "Шпионский мост" давно готов, я могу посмотреть "Мертвый сезон" и обязательно это сделаю. Вместе они сложатся в подобие "Расемона" - фильм Куросавы, в котором одна и та же история рассказывается разными людьми, в связи с чем выясняется, что это совершенно разные истории. Даже один и тот же фильм люди смотрят совершенно по-разному.
5 лучших фильмов Спилберга: