Британский режиссер Питер Веббер:  В Скарлетт Йоханссон всего много - и удачи, и таланта

Британский режиссер Питер Веббер: "В Скарлетт Йоханссон всего много - и удачи, и таланта"

Питер Веббер учит гостей фестиваля, как стать режиссером. Фото:oiff.com.ua

Мэтра мировой киноиндустрии - 48-летнего британского режиссера и сценариста знают в Украине по фильму "Девушка с жемчужной сережкой" со Скарлетт Йоханссон в главной роли, а также "Ганнибал: Восхождение". В прошлом году Питер Веббер приезжал на ОМКФ в качестве главы международного жюри, а на этот раз он в Одессе с мастер-классом на тему "Как стать режиссером".  Несмотря на плотный график, г-н Веббер нашел время, чтобы пообщаться с "КП" в Украине". 

"Считаю, что мир сегодня стоит на пороге очень тяжелого кризиса"

- Вы уже третий раз приезжаете в Украину читать мастер-классы. У вас есть желание образовывать украинских киношников. Вы в нас верите?

- А почему нет? Посмотрите фильм "Племя", он очень сильный и отважный. Это прекрасный образец украинского арт-хаусного кино. Если Украина и дальше будет делать такое кино, то у нее большие перспективы. Поэтому я готов вам помогать.

- В прошлом году Мирослав Слабошпицкий расстроился из-за того, что фильм "Племя" не был подан на "Оскар" от Украины, считая, что это, возможно, изменило ход его карьеры. Ваш фильм "Девушка с жемчужной сережкой" в свое время тоже не получил "Оскар", хотя номинировался. Считаете ли вы, что вашей карьере это повредило?

- Мы зашли на очень непростую территорию. Трудно сказать, что делает фильм по-настоящему фильмом. В нем должна быть определенная магия. Также судьба картины зависит от зрителя: как фильму обратить на себя его внимание - это тоже важный вопрос. Поэтому я сейчас очень хорошо понимаю Мирослава и его огорчения. Но мы должны быть благодарны, что имеем возможность заниматься кино. Мы не пашем на заводе, мы творим, и я считаю эту возможность определенной привилегией. 

Номинация на "Оскар" - это, конечно, престижно, но, поверьте, она не меняет вашу карьеру в один миг.  Вас не сразу приглашают снимать кино в Америку. Поэтому могу посоветовать Слабошпицкому все забыть, простить и продолжить снимать кино. 

- В мире сегодня происходит много сильных, меняющих судьбу стран событий. У нас вот был Майдан, который многих вдохновил на съемки фильмов, у вас в Британии недавно случился Брексит. Не думали ли вы снять фильм об этом? 

- Я сейчас очень зол по этому поводу, а фильм в таком состоянии снимать не стоит. Потому что это будет сродни тому, что вы кричите в мегафон на ухо. Для нас, британцев, это большая трагедия, и понадобится много времени, чтобы отойти от этой ситуации экономически и морально. Это выплеснуло в Британии наружу очень темные и неприятные вещи, в том числе расизм и национализм. И все может завершиться тем, что Украина зайдет в Евросоюз, а Британия из него выйдет. 

- На ваш взгляд, почему всякие страшные вещи сегодня происходят в мире с завидной регулярностью? Буквально за одни сутки переворот в Турции и расстрел людей в Ницце. Почему люди не могут жить мирно?

- Какое-то время назад я снял документальный фильм "Десять миллиардов" о проблемах мира - росте населения, нехватке воды, уничтожении природы. Я считаю, что мир сегодня стоит на пороге очень тяжелого кризиса. Вы сами видите: проблема беженцев, война в Сирии, переворот в Турции, Трамп в Америке идет к власти. Мир ждут кардинальные изменения, они уже начались. Я считаю, что мы сегодня находимся в наиопаснейшей точке мировой истории с момента 1939 года. И ситуация будет становиться хуже, а мы, люди, реагируем на нее очень медленно, поэтому я не завидую тем молодым людям, которые будут жить на Земле лет через 20. Разве что они научатся с этими проблемами справляться. 

"Жизнь несправедлива, а кино еще более несправедливо"

- В свое время вы открыли миру Скарлетт Йоханссон. Сегодня она снимается в крутых блокбастерах. Как вы считаете, не вредит ли это ее карьере? Возможно, вы видели ее в будущем в иных фильмах?

- Знаете, Скарлетт на сегодня самая высокооплачиваемая актриса Голливуда. За последний год она заработала 35 миллионов долларов. И вы считаете, что я должен давать ей советы? Хочу сказать, что лишь малая часть людей в кино зарабатывает большие деньги, и мы их знаем - их можно пересчитать по пальцам. Я вот знаю, что многие кинематографисты ехали в Одессу на фестиваль, и им нечем здесь за квартиру заплатить. В кино приходят не для того, чтобы заработать деньги, а потому что любят кино и не мыслят себя без него. У нас в британском кино есть шутка: "Как заработать миллион долларов в киноиндустрии? Начните с десяти миллионов". 

- А какой гонорар был у Скарлетт Йоханссон в фильме "Девушка с жемчужной сережкой"?

- Не очень помню, но это точно были небольшие деньги, возможно, это было 150 тысяч долларов. Для обычного человека - это очень большие деньги, для актрисы - нет. Хотя я уверен, что в некоторых проектах Скарлетт и сегодня снимается ради искусства. Думаю, ради того, чтобы сняться у Вуди Аллена, она делала очень большие скидки. 

- Как вы считаете, в этой головокружительной карьере Йоханссон сколько процентов таланта, а сколько везения?

- Я не хочу говорить конкретно про Скарлетт, но удача - это важнейшая штука. Все зависит от генетики - есть люди умные и глупые, есть дамы с большой грудью, а есть с крошечной. Есть люди талантливые, но у них ничего не получается, а есть люди, которые становятся успешными, не имея большого таланта. Жизнь несправедлива, а кино еще более несправедливо. А про Скарлетт скажу, что у нее всего много - и удачи, и таланта. 

Чтобы не пропустить все самое важное и интересное, подписывайтесь на нас в соцсетях