4 ноября
Загрузить еще

Феномен Петриковки: село, которое замахнулось на "Евровидение"

Феномен Петриковки: село, которое замахнулось на 
Фото: Фото: vptah.com

"Петриковка" - рос­пись из диковинных цветов, птиц, животных, гроздьев калины и винограда - стала известна на весь мир, получив в 2013 году статус нематериального культурного наследия человечества, который присвоил комитет ЮНЕСКО. Родина росписи - Днепропетровщина тогда же сделала ее своим брендом, разработав соответствующий цветочный логотип области. В поселок тут же стали курсировать высокие делегации, щедро раздающие обещания, "как мы тут сейчас все раскрутим".  Но пиар петриковской росписи быстро сошел на нет, и "звучит" она время от времени только благодаря мастерам, вызывающим фурор на отечественных и зарубежных выставках.

О новом витке славы для Петриковки заговорили вновь в связи с победой Украины на "Евровидении". Что, как не "петриковка", должно стать символом "Евровидения-2017"?

Что думают об этом сами жители поселка, давшего миру невероятный самобытный стиль живописи, и готовы ли они к "вселенской славе", мы узнавали непосредственно на месте.

Рекордный 120-метровый бегунок - первый "опознавательный" знак в центре Петриковки.
Фото: ДАЦКОВСКИЙ Павел

Рисуют все!

Вопреки расхожему мнению о том, что каждый дом в Петриковке в петухах и маках, это не так. Только по пути в центр глаз цепляется за узнаваемый узор на бетонном заборе. Это "лента-бегунок" - калиново-цветочный фриз длиною 120 метров. Рекордную в Украине орнаментальную ленту местные мастера создали за год до признания ЮНЕСКО. Так называемая визитная карточка Днепропетровщины символизирует бесконечность жизни и движение. Жизнь в поселке есть, движение - так себе. В жаркое летнее утро людей на улице особо не встретишь. 

- А правда, что в Петриковке каждый умеет рисовать? - пристаем к двум женщинам, присевшим в тенек на лавочку.

- Тю, та канешно! - выпаливает та, что помладше. - Я в детстве рисовала, и моя мама рисовала. Тут все рисуют, ну а уже потом - кто-то художником становится, мастером, а кто-то сельскими делами занимается.

Мастеров петриковской росписи в поселке хватает. Четыре десятка из них трудятся в центре народного искусства "Петриковка", который в 1991 году был создан заслуженным мастером народного творчества Андреем Пикушем. 

По его словам, то, что у них абсолютно все - от мала до велика владеют искусством росписи, не более чем миф. Ведь чтобы стать настоящим мастером, учиться нужно не менее десяти лет. К тому же мастерство заключается не в умении рисовать "правильно", а в индивидуальности, в собственном стиле. В этом вся суть "петриковки". Поэтому, когда сувениры с росписью поставили на промышленный конвейер, основав известную фабрику "Дружба", это нивелировало ту самую неповторимость, по которой узнавали того или иного художника петриковской росписи даже без указания авторства.

В сувенирном зале корреспонденту "КП" в Украине" сразу приглянулся изящный петриковский кот.
Фото: ДАЦКОВСКИЙ Павел

Рай для туристов

Где настоящий рай для туристов - так это в зале с сувенирами. Чего здесь только нет! Шкатулки, свирели, игрушки, магниты, ложки, вазы и даже мини-бар на курьих ножках. Все в петриковском стиле. Андрей Пикуш отмечает, что и китайцы уже научились делать сувениры под "петриковку". Чтобы не попасть впросак и не купить дешевую подделку, нужно хотя бы немного изучить особенности узоров, ведь они наносятся не только кисточкой, а и кусочком камыша, и просто пальцами.

Фото
Фото
01 Июля 201617:10

Кстати, о кисточках. В "петриковке" используются так называемые кошачки - кисточки из кошачьей шерсти. Отсюда еще один распространенный миф о том, что все коты в Петриковке ходят с остриженными подмышками. Мы детально обследовали пару котофеев, встретившихся по пути, и можем заверить: подмышки у них, как у всех нормальных котов, - волосатые.

- Небольшой пучок шерсти состригается с области живота или на бочках, - улыбается Андрей Андреевич. - Только нужно обязательно захватить подшерсток и длинные волоски. Именно они позволяют делать мелкие завитушки, тоненькие мазки. Никакой другой кистью это сделать не получится.

Художник смеется: "художественных" котов в селе хватает, на каждый двор по паре приходится. А чтоб уважить главного "поставщика" сырья для кисточек, мастера собираются поставить ему памятник. Деревянная фигурка кота уже изготовлена, осталось лишь расписать его и установить.

Процесс росписи - кропотливый и увлекательный.
Фото: ДАЦКОВСКИЙ Павел

Знают и в Европе, и В Америке

Известная мастерица "петриковки" Галина Назаренко уверяет: роспись хорошо принимают в Европе и Канаде. Это она знает по собственному опыту, ведь уже многие годы показывает народное искусство за границей. 

- Петриковская роспись близка европейцам, поскольку они тоже находят в ней что-то из своего народного искусства. В Америке украинская диаспора хорошо знает "петриковку", - рассказывает Галина. - Единственное, что меня беспокоит - как вписать ее в современное арт-пространство. Нужны перформансы, инсталляции. Оригинальная подача, одним словом.

Одним из таких оригинальных методов мастерица считает расписывание каждого здания в поселке петриковской росписью - вплоть до собачьей будки. В этом году вместе с группой таких же энтузиастов она планирует разрисовать первые шесть-семь зданий. 

Касательно символа "Евровидения"­, то тут художница считает обязательным комплексный подход: это и роспись всего села, и туры для гостей, а главное - поддержка государства, принятие концепции развития. Но пока это все - идеи и мечты. Молодые, научившись азам, чаще всего уезжают и пытаются как-то самостоятельно заработать на этом искусстве. Старшее поколение продолжает рисовать в своем центре, вкладывая душу в каждую выпущенную из-под рук вещичку. 

Справка "КП"

Петриковская роспись существовала еще в дохристианские времена. Изначально ею расписывали хаты и все, что было во дворе. Наши предки через роспись вели диалог с природой. Главным "героем" является цветок - апогей гармонии и красоты. В конце XIX века роспись перекочевала на бумагу, рисовались так называемые малевки. Со временем она появилась и на домашней утвари, предметах обстановки.