Будучи автором "Челюстей", "Парка Юрского периода", "Инопланетянина" и "Списка Шиндлера", сложно в 69 лет не превратиться в звездного пенсионера, травящего байки о своем колоритном прошлом. Мол, а теперь давайте я вам расскажу, как мы с Харрисоном Фордом на спор через костер прыгали! Но Стивену Спилбергу о ностальгической болтовне думать некогда: недавно он представил свою новую режиссерскую работу, сказку "Большой и добрый великан" (премьера в Украине - 30 июня), чуть раньше снял историческую драму "Шпионский мост", а незадолго до этого стал исполнительным продюсером суперхита "Мир Юрского периода".
|
"Я очень жадный и не хочу ничего пропустить"
- "Мир Юрского периода" вошел в пятерку самых кассовых фильмов в истории кино - впрочем, наверняка вы этим не удивлены...
- Конечно, удивлен! Я вообще не умею предугадывать успех или провал картин, в которых участвую, а здесь имелись все основания для скромных результатов: режиссер Колин Тревороу до того снимал только малобюджетники, и был, конечно, известный риск, справится ли он с грандиозным процессом. Справился с блеском.
- Первый "Парк Юрского периода" стал мировой сенсацией, потому что склеил жизнь динозавров и современную цивилизацию. А чем зацепил последний фильм серии?
- Усиленным зарядом фантазии. Когда я снимал "Парк...", технологии далеко не всегда поспевали за тем, что я напридумывал. Приходилось либо полностью отказываться от задумок, либо - в лучшем случае - реализовывать их общим планом, без подробностей. Великий Хичкок говорил, что самое ужасное - это ожидание ужаса. Я как режиссер в "Челюстях" и в "Парке Юрского периода" обязан был нагнетать это ожидание всеми возможными средствами. Сейчас изобразительных средств стало гораздо больше.
- Вы не жалеете о временах, когда кино не развлекало спецэффектами, а рассказывало истории?
- Но ведь это никуда не ушло - все наработки не пропали, а перекочевали на телевидение, которое из производителя второстепенного продукта превратилось в полноправную художественную индустрию, отнявшую у кино и глубокие характеры, и подробность изложения. Бессмысленно плакать об утратах: как кино отсоединилось от театра, став самостоятельным, так и телевидение отсоединилось от кино. Жизнь заставляет заниматься каждого своим делом.
- Но в ваших фильмах есть видеоряд, история и эмоции...
- Это потому что я очень жадный (смеется) и не хочу ничего пропустить.
- Кстати, у вас же есть украинские корни (бабушка и дедушка со стороны отца эмигрировали в США из Каменца-Подольского, а дед по линии матери - из Одессы. - Ред.). По-украински или по-русски говорите?
- Нет, к сожалению. Родители, хотя и родились уже в Америке, знали язык и разговаривали между собой на русском, когда не хотели, чтобы я их понимал.
|
Спасибо Джорджу Лукасу за Харрисона Форда
- За пятьдесят лет до вашего "Шпионского моста" советский режиссер Савва Кулиш снял картину "Мертвый сезон", кульминацией которой был обмен разведчиков на том самом мосту, где у вас обменивают Абеля на Пауэрса.
- Правда? - удивляется Стивен Спилберг. - Но это тот случай, когда материал строит сам себя. Пятьдесят лет назад Глиникский мост был действительно хрупким соединителем двух миров, и его можно было снимать как бы документально, нам же пришлось воссоздавать антураж. К нам приехала Ангела Меркель, которая стойко переносила жуткий холод, который был в день съемок. А ежиться она стала, лишь увидев перестроенный пейзаж, - видно, напомнил ей о чем-то своем...
- В вашей фильмографии и драмы, и фантастика, и военный эпос - откуда такая всеядность?
- Это не всеядность, это - любопытство! Вы можете мне не верить, но внутри седобородого, довольно успешного режиссера до сих пор сидит пацан, которому интересно, как работают часы, что такое молния и чем занимаются взрослые, запираясь в спальне (смеется). Но действительно: разве можно в одном жанре изобразить все многообразие бытия? Для меня очень дорого "Особое мнение" с Томом Крузом, где я попытался показать невозможность однозначного понимания мира. Когда я брался за "Индиану Джонса", сомневался, можно ли поставить доктора наук в центр безумного приключения? Благодаря таланту Харрисона Форда это оказалось не только возможным, но и привлекательным. Но мой дружок Джордж Лукас из студийного плотника Форда сделал мега-звезду, так что мне нужно было лишь подхватить цветущий талант и уложить его в сценарий "Индианы" (улыбается).
- Вы собираетесь снимать 5-ю часть "Индианы Джонса". Не смущают скромные сборы пре-дыдущей ленты и, мягко говоря, прохладные отзывы критиков?
- Я уже сказал, что не умею прогнозировать финансовый успех, да и никто не умеет. Мне кажется, что идея "Индианы" не до конца исчерпана, и, кроме того, радует перспектива еще раз поработать с Харрисоном.
Кстати, "Индиана Джонс" создал мою семью - на съемках "Храма судьбы" я познакомился с Кейт Кэпшоу, ставшей моей женой и матерью моих детей. Кто же откажется от такой судьбоносной саги?
- В вашей творческой биографии отчетливо просматриваются актеры-любимчики...
- Есть артисты, которые находятся в абсолютном творческом резонансе со мной. Им не надо ничего объяснять, им не надо помогать выстраивать роль, они и так знают, что захочет Спилберг, и встречают режиссера готовым решением. Вот они и становятся, как вы назвали их, "любимчиками", а на самом деле друзьями-единомышленниками.
|
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Стивен Аллан СПИЛБЕРГ родился в Цинциннати, США (18 декабря ему исполнится 70). В детстве мальчик увлекся кино, в 12 лет сняв первый фильм, в котором с помощью игрушек изобразил железнодорожную катастрофу. Одна из лент будущего мэтра впечатлила вице-президента студии Universal, и Стивен, забросив колледж, начал снимать профессионально. Успех пришел к Спилбергу после ужастика "Челюсти". Почти все последующие его работы становились хитами и принесли режиссеру два "Оскара". Стивен был женат на актрисе Эми Ирвинг, подарившей ему сына Макса. В 1991 году Спилберг женился на актрисе Кэйт Кэпшоу. В этом браке на свет появилось четверо детей - сын Сойер, дочери Микаэла, Дестри и Саша. Также Стивен воспитал Джессику, дочь Кейт от предыдущего брака, и ее приемного сына Тео.