Загрузить еще

Малоизвестные факты из жизни легендарной примадонны Натальи Ужвий

Малоизвестные факты из жизни легендарной примадонны Натальи Ужвий
Фото: Роль Елены Костюк в кинофильме «Радуга» (1944 г.) принесла Украине первый и единственный «Оскар».

В понедельник, 8 сентября, - 110-летие великой актрисы Натальи Ужвий.

Постановлением Верховной Рады Украины решено этот юбилей отмечать на государственном уровне. Ужвий - единственная украинская актриса, снявшаяся в оскароносном фильме. Роль Елены Костюк, созданная Ужвий, принесла «Радуге» Марка Донского статуэтку, о которой мечтают все кинематографисты мира. На Родине за эту роль Ужвий получила звание народной артистки Советского Союза. А после образа Евдокии Козловой в картине Григория Козинцева «Выборгская сторона» (из культовой трилогии о Максиме) она стала всенародной любимицей. И все же ее судьба не была усыпана розами. Жизнь актрисы отразила все ужасы и победы противоречивого ХХ века.

Ученица великого Леся Курбаса, примадонна его театра «Березиль», Ужвий была вынуждена не только подписать коллективное письмо, осуждающее творческий метод художественного руководителя, но и выступить с трибуны с пафосной обличающей речью. Об этих непростых годах Натальи Михайловны «Комсомолке» рассказала ее племянница Наталья Пономаренко, заведующая литературным отделом Театра украинской драмы имени Ивана Франко.

Ради сына предала Леся Курбаса

- Это печально известное выступление состоялось в 1933 году, - вспоминает Наталья Анатольевна. - А в 1932-м в харьковской газете «Комсомолец Украины» было опубликовано коллективное письмо, где стояли 64 подписи актеров «Березиля», в том числе и ее. Мы долго в семье этой темы не касались. И только когда у меня появилась дочка, тетя Наташа, уложив ребенка спать, вдруг мне сказала: «А теперь ты понимаешь меня?» И рассказала об этих событиях…

Шел 1933 год, когда ее мужа - поэта-футуриста Михаля Семененко - репрессировали, а сына Мыхася объявили ребенком врага народа. И люди из органов сказали тете Наташе: «Или вы ставите свою подпись под коллективным письмом, или вы, кроме мужа, потеряете еще и ребенка». Она выбрала ребенка. И в это же время ночью в «воронке» увезли двух ее родных братьев. Она потом их разыскивала 20 лет, писала прошение маршалу Жукову, пользуясь привилегиями после выхода «Радуги». Но все зря. Только в 1956 году пришел ответ, что братья посмертно реабилитированы без состава вины.

Наталья Пономаренко также рассказала, что после репрессий над Курбасом Ужвий уже не могла оставаться в его театре. В 1936 году по приглашению Гната Юры она переехала в Киев, где проработала в Театре имени Франко 50 лет. Здесь она создала свои лучшие роли: Марины Мнишек в «Борисе Годунове», Софьи в «Последних».

Второго мужа нашла на франковской сцене

И здесь, в театре, Наталья Михайловна встретила своего второго мужа Евгения Пономаренко. Они играли главных героев в спектакле «Дон Карлос» Шиллера. Любовь на сцене переросла в прочный брак - вместе они прожили 50 лет! Пономаренко был младше своей Ракушки (так он ее всегда называл) на 11 лет, поэтому Наталья Михайловна долго не соглашалась на официальную регистрацию. Но он все же убедил ее в своей преданности и любви. Завоевав жену, актер получил и проблемы - обыски в их квартире не прекращались до самой войны. Став примой первой сцены Украины, Ужвий не стала счастливой. Во время войны она рассталась на пять лет с сыном и ничего не знала его судьбе.

В образе Катерины актриса позировала скульптору Манизеру для памятника Т. Г. Шевченко в г. Харькове. 1934 год.

Но этим возмездие за предательство Курбаса не ограничилось. Мыхась, ради которого она согласилась на 30 сребреников, долго болел, а в 24 года умер, когда уже был студентом 4-го курса факультета международных отношений Киевского университета.

Ему передался от отца дар поэта, парень успешно пробовал себя и в драматургии. Но у него обнаружили менингит, который в то время никто не умел лечить. Ужвий очень тяжело переживала утрату и выплеснула чувства в спектакле «Без вины виноватые», где ее героиня тоже теряет ребенка. Актриса всегда лечила душу сценой и повторяла, что настоящий мастер должен пережить трагедию, чтобы понимать чувства своих персонажей. Театр спасал ее всегда. Даже заболев раком, она до последнего ходила в театр и легла в больницу только за 2 дня до смерти. Но до старости Ужвий не переставала быть яркой женщиной - следила за модой, берегла фигуру. Она занималась йогой, почти не сидела: даже читала стоя, чтобы не полнеть. А еще очень хорошо шила. Ее мама считала, что у женщины в руках должно быть настоящее ремесло, и в юности отдала дочь учиться к закройщице. И потом, даже будучи известной актрисой, Наталья Михайловна часто сама себе создавала наряды не только для жизни, но и для сцены. Для героинь из спектаклей «Дядя Ваня» и «Ретро» она смастерила перчатки, шляпы, придумала импозантные накидки. Не пропуская актерские праздники в честь премьер, Наталья Михайловна появлялась на них в мягких бархатных туфельках на небольшом каблуке, чтобы выстоять на ногах до 3-4 часов утра. А молодых актрис всегда учила: на праздничные фуршеты нельзя надевать новую одежду и обувь - удобство наряда должно быть проверенным.

Юная Ужвий. 1916 год.

До старости обожала красивых мужчин

Дом актрисы всегда был хлебосольным. Она прекрасно готовила и с радостью принимала гостей. Была уверена, что лучше нее никто не приготовит хачапури или бигус. Поэтому часами колдовала над плитой, точно вымеряя количество соли или приправ. Всегда звала гостей на Рождество и Пасху. А еще до седых волос обожала красивых статных мужчин. Среди ее любимцев были Михаил Заднепровский и Степан Олексенко. Наталья Михайловна, увидев их, говорила: «Вот настоящий казак идет!»

Фото из архива Натальи Пономаренко.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Наталья Ужвий родилась 8 сентября 1898 в городе Любомль Волынской области. Народная артистка СССР (1944), Герой Социалистического Труда (1973), член КПСС с 1945 г. С 1918-го выступала в любительских спектаклях. В 1922-м по рекомендации Ивана Ле поступила в труппу Первого государственного драматического театра УССР им. Т. Г. Шевченко в Киеве. С 1925-го работала в театре «Держдрама» (ныне Одесский театр имени Василько, с 1926-го - прима театра «Березиль» (Харьков). С 1936 года актриса Театра им. Ивана Франко. Среди лучших ролей: Анна («Украденное счастье» Франко), Кручинина и Тугина («Без вины виноватые» Островского), Раневская («Вишневый сад» Чехова). Лауреат Государственной премии СССР. Награждена четырьмя орденами Ленина.

БЫЛО ДЕЛО

Ступка целовал ей руки

Богдан Ступка пришел в Театр украинской драмы, когда Ужвий уже была знаменитой актрисой в возрасте.

- Она меня очень хорошо приняла, - вспоминает Богдан Сильвестрович. - Я попал в спектакль «Дядя Ваня», где Ужвий играла мою маму. Так она брала меня за руку и говорила: «Что я тут делаю? Маленькую роль, фитюлечку. Я могла бы еще играть вашу любовницу». Я всегда ощущал ее поддержку, что очень важно для молодого артиста. А на гастролях «Дяди Вани» в Москве, когда она выходила на поклон, зал вставал и скандировал: «Ужвий! Ужвий!» В «Украденном счастье» она играла с Бучмой и Добровольским. И когда этот же спектакль, но уже с молодыми артистами поставил Сергей Данченко, Наталья Михайловна сделала мне комплимент за роль Мыколы: «Вы играете то князя Мышкина, то Иисуса Христа!» Я падал перед ней на колени и целовал руку. Что может быть выше такого признания! В гримерке я сидел с ее мужем Евгением Порфирьевичем. Наталья Михайловна запрещала ему курить, так он просил у нас сигареты, затягивался, а дым выпускал в рукав. Но жена всегда это видела и грозила пальчиком: «Не кури, а то умрешь!» После ее смерти он за кулисами плакал: «Я не могу здесь стоять! Тут всегда рядом была Наташа и держала меня за руку. А теперь ее нет».