21 ноября
Загрузить еще

Авдиевский ценил тех, кто из народа, "своих" не баловал

Авдиевский ценил тех, кто из народа,
Фото: Фото: kyivmusiclabs.com

7 марта 2016 года Анатолий Авдиевский отметил 50-летний творческий юбилей на посту руководителя Национального академического народного хора им. Г. Веревки. Поздравления коллег, цветы, документальный фильм в его честь, тысячи благодарных слов...В этот день Авдиевский ощутил, что его ценят, любят, им восхищаются. А спустя три недели он ушел из жизни...Именно Авдиевский впервые ввел в народный хор женские академические голоса, и тем самым расширил его вокальные возможности и репертуар.

Вот как его вспоминают коллеги:

 

Роман Недзельский, генеральный директор Дворца "Украина":  Украина и украинская культура понесла неисправимую потерю, ушел неизменный руководитель национального коллектива, заслуженный Герой Украины, который воспитал не одно поколение выдающиеся украинских творцов. Жаль, что нам не удалась провести его юбилей, - в начале марта исполнилось 50 лет, как Анатолий Тимофеевич начал работать художественным руководителем хора им. Веревки. Мы планировали его на 9 марта, но в  связи с отсутствием финансирования перенесли концерт на октябрь этого года. Думаю, что теперь это будет вечер памяти. К сожалению, так у нас часто происходит, когда при жизни не уважают таланты, столпы, на которых держится наша культура. Зато мы умеем очень хорошо воспевать память. А ведь хотелось бы, чтобы своих героев уважали при жизни.

 

Анатолий Матвийчук, народный артист Укрианы: Ушел из жизни Анатолий Авдиевский. Один из Титанов украинской культуры - и это не метафора. Десятки лет он возглавлял легендарный коллектив - Национальный академический народный хор имени Веревки. Кто слышал его коллектив, тот знает - волосы встают дыбом и мурашки по коже от их пения. В этом коллективе все величие и красота украинского народа и его крупнейшего богатства - народной песни. Полусотни стран мира стоя аплодировали Маэстро в разные времена. А как он дирижировал! Это была магия ... С ним ушла в небытие часть той эпохи, где искусство еще приравнивалось к священнодействию, а Художники были чуть ли не жрецами в храме искусства...

...артисты хора:

 

Виталий Сергиенко: Авдиевский - человек эпоха. Мы, артисты, видя его практически каждый день даже не задумывались, насколько это большой человек. Пройдет время и люди будут говорить мы жили в эпоху Авдиевського! Это огромная потеря для всего мира искусства! Очень жаль! Скорбим от всей души.

Наталия Божовская: Мы потеряли нашего духовного отца, художественного воспитателя ... Анатолий Тимофеевич, Вы сыграли важную роль в жизни каждого из нас, и всегда будете жить в наших сердцах! Это большая потеря не только для хора, но и для всей страны ... Скорбим ... Любим ... Помним ...

...воспитанники:

 

Анастасия Гиренкова: Будучи подростком, пришла в детскую студию "Цвитень" при хоре имени Веревки. Нас было много разных, шумных, талантливых, чистых детских душ. А он изредка приходил к нам строго оценить наши достижения. Ценил талант и искренность, любил тех, кто из народа, "своих" не баловал. Воспитал достойных. 

 

...земляки:

 

Александрина Кругленко: А я его помню, потому что он был родом из райцентра, где жили мои тёти и мама оканчивала среднюю школу - из Цебриково, Одесской области. Позже цветущий райцентр, бывшая немецкая колония Гофнунгсталь, превратился в заштатное село.

Анатолий Авдиевский иногда привозил сюда свой хор - на родину. Не полностью - небольшой Дворец культуры не смог бы вместить весь коллектив, но основную часть. Однажды я даже была на таком концерте, а поскольку мои родственники были хорошо знакомы с семьёй Авдиевских и с самим Анатолием Тимофеевичем, меня пустили за кулисы.

Это было здорово - увидеть всё вживую: как разминаются танцоры, как распеваются солисты. Какие они молодые, красивые и талантливые...

К моей тёте, Марии Павловне, однажды Анатолий Авдиевский прислал своих хореографов. Она учила их старинному полузабытому танцу "Голубка". Мои тётя Маруся и дядя Ваня были настоящими артистами из народа: они пели и плясали так, что могли стать украшением любого ансамбля. думаю, будь они чуть помоложе, Анатолий Авдиевский забрал бы их в свой коллектив. Но всё осталось на своих местах, а танец "Голубка", насколько мне известно, лёг в основу танцевального веночка хора...

Вечная память талантливому человеку...

...и просто поклонники таланта:

Светлана Поклад: Уходят легенды. Вот и Анатолия Авдиевского больше нет...Зато есть и всегда будет коллектив, который он возглавлял пятьдесят лет - легендарный Хор им. Веревки. А именно ради этого он жил и работал. Вечная память маэстро. Вечная и светлая память...

ЦИТАТНИК

О знакомстве с Григорием Веревкой:

"Разговор наш состоялся по телефону. Григорий Веревка позвонил в Житомирское музыкальное училище, где я работал со студентами. Меня пригласили к телефону. Григорий Гурьевич спросил: "С кем я говорю? Анатолий Тимофеевич? Вы сможете завтра приехать ко мне в Киев?" Я замялся, так как у меня не было денег. Но ответил утвердительно. Друг помог найти средства. И вот я в Киеве у Григория Гурьевича. Он сказал, что находится в том возрасте, когда уже одолевают болезни, не может, как раньше, отдаваться в полной мере работе, поэтому решил подготовить себе смену. Претендентов было немало. Как я потом узнал, не меньше тридцати. Но он решил пригласить именно меня".

О попытке ликвидации хора:

За это время ни разу не был в отпуске. Только отгулы брал. Хор — это моя жизнь. Но меня этой жизни чуть не лишили. После того как Президентом Украины стал Виктор Ющенко, нас решили ликвидировать, отобрать здание. За то, что якобы я, Мирослав Вантух и Богдан Ступка агитировали за Януковича.

Встретился с Президентом Ющенко и сказал прямо в глаза: "Как же так можно поступать? Выбросить, по сути, на улицу Героя Украины?" В общем, мы поговорили, и наш хор и здание оставили в покое.

О гастролях:

"Как нас принимали! Именно в Монреале мы впервые исполнили песню "Цвiте терен..." Эта композиция стала такой популярной, что ее исполняют и сейчас в каждом доме, включают в свой репертуар и эстрадные исполнители.

Когда мы пели "Думи мої, думи", "Ой, у лузі калина стояла", "Нежонатий ходжу", на площади стояла такая тишь. Люди будто замерли. Я дирижирую и чувствую, что поднимаюсь над землей. А когда спели "Реве та стогне Днiпр широкий", слушатели плакали. Смотрю, девчата в хоре тоже плачут. Какой-то дедуля, старенький совсем, с бородой, в вышиванке, подходит с мальчиком на руках к сцене весь в слезах: "Рiдненькi мої!" И тогда я понял, что песня имеет огромную силу, народная песня — это голос народа".

О работе с артистами хора:

"Я требовательный. Хочу, чтобы артисты по-настоящему работали, а не просто делали вид. Музыкой нужно заниматься не только 4 часа в день на общей репетиции, дома тоже следует постоянно освежать в памяти пройденный материал. Для меня фальшиво петь — значит неискренне относиться друг к другу. А это же не по-человечески, не по-божески".

О музыке:

"Что-то духовное уходит из нашей жизни. Раньше у сельских хат в палисадниках мальвы росли. А сейчас лук, редиска, морковка, все на продажу. И ведь не от бедности. Вместо песен на вечерницах магнитофоны надрываются. А песня наша - она для очищения душ людских, для преисполнения гордостью."

 

Новости по теме: Утраты