20 ноября
Загрузить еще

Солистка группы Vivienne Mort: "Мы всегда занимались музыкой ради музыки"

Солистка группы Vivienne Mort:
Фото: Даниэла Заюшкина. Фото: архивы пресс-служб

"Vivienne Mort" – имя хоть и не новое, но зато не затертое телеэфиром. Впервые об этой группе я узнала в 2013 году от знакомой. Та, в свою очередь, услышала их песни на каком-то рок-фестивале. Сегодня ребята вышли из добровольного подполья, активно гастролируют в Украине и за границей.

Группа исполняет композиции только на украинском языке. Но автор текстов Даниэла Заюшкина уверяет, что могут появиться и русскоязычные песни. Это не принципиально. Я настойчиво допрашивала Дану, пытаясь узнать, как она определяет жанр музыки "Vivienne Mort", но тщетно. Не любит вешать ярлыков. Впрочем, поклонники уже сами все определили и идентифицировали их творчество, как инди-рок.

"МУЗЫКА НЕ ДОЛЖНА СОРЕВНОВАТЬСЯ"

- Почему вы долгое время не занимались пиаром группы? О "Vivienne mort" узнавали через фестивали или сарафанное радио. И только в последнее время стали появляться какие-то интервью, эфиры на радио, упоминая в прессе.

- Нам нравится, когда всё происходит естественно. Если песня близка душе – песней хочется поделиться. Потому сарафанное радио работает на нас. А что-то искусственно создавать – не для нас. Мы хотим быть самими собой. Ведь это всё, что нам нужно: прикосновение к самому себе сквозь эти слои, одежды, капусту образов и ролей.

- Но разве тебе не хочется, чтобы "Vivienne mort" слушали, например, не тысячу человек, а миллион?

- Я, как аналоговый человек, измеряю слушателей не в количественном числе, а прочностью той ниточки, которая протянута между сердцем моим и слушателя. Представляете, человек мне доверился, и доверие это возникло на основе моих песен - это большая удача.  И вместо того, чтобы радоваться этому, я разворачиваюсь и со словами "супер, есть контакт" бегу искать нового слушателя. Я считаю, что нельзя навязывать никому свое творчество. Хочу, чтобы люди самостоятельно делали выбор, и такое же право оставляю за собой

А директор у вас есть? Кто решает организационные вопросы?

Менеджментом занимается наш барабанщик Глеб, по совместительству продюсер. В группе я стараюсь знать только то, что мне необходимо.

В этом году в Нацотборе на "Евровидении" засветилось много молодых групп. И благодаря конкурсу аудитория их слушателей значительно расширилась. "Vivienne mort" не планировала подавать заявку?

Нас туда звали, но мы не захотели принимать участие. На самом деле, мы не успевали записать песню, а делать, как попало, не любим. И эту причину мы подали, как причину нашего отказа. Но если честно, я считаю, что музыка не должна соревноваться. Это немножко нелепо лично для меня. И еще более нелепым было бы при таком мировоззрении участвовать в конкурсах. На момент, когда мы получили предложение об участии в Нацотборе, у меня не было времени подумать еще раз и, возможно, переосмыслить свое отношение к конкурсам. Поэтому если я приду к другому выводу, что можно воспринимать "Евровидение", как какой-нибудь музыкальный фестиваль, и просто весело провести время, то, возможно, когда-то мы поучаствуем в таком конкурсе.

На днях у вас вышел новый альбом "Rosa". Как проходила работа над его записью?

Все началось с записи органа в Николаевском костёле. Его пишут ночью, после закрытия метро. Потом мы проникли в детский дом творчества и там воспользовались старым роялем, он стоял на сцене актового зала. В "Rosa" есть еще два клавишных инструмента – Родес и Хаммонд. В записи гитары нам помогал Евгений Якшин – гитарист группы "Гапочка" и художник, знаете, из настоящих художников. А в записи народного хора и аля-академического мне помогал наш пианист Александр, мы с ним справились вдвоём, пели все голоса. Сами удивились, что у нас их столько.

А как в вашей связке оказался Дмитрий Шуров (Pianoboy)? 

Дмитрий действительно нам очень помог. Он нас впустил в свой пиано-храм, а там у него сокровищница и реликварий. И среди всего прочего Хаммонд. Это такой маленький орган, который нам был нужен для нескольких песен. Я пока у Дмитрия дома "игралась", всё время думала – вот бы всем детям по такой комнате. В общем, спасибо ему за помощь и участливость. У нас альбом, как Герда из сказки: тот ей рукавички дал, тот саночки, а тот пистолет – её в дорогу собирали заботливые люди. Хотели, чтобы доехала.

"НЕ ПОНИМАЮ, ПОЧЕМУ НАС ПРИГЛАШАЮТ НА КОРПОРАТИВЫ"

Для тебя, как для автора, важно, чтобы слушатель понимал, о чем ты поешь?

Конечно, я очень радуюсь, когда понимают. Не важно, как понимают: для меня главное, чтобы слушатель оставался свободным и реагировал на музыку так, как он хочет. Не хочу быть следующей училкой, которая что-то недовольно требует, советует, диктует, говорит, как слушать, как понимать.

На жизнь занятий музыкой хватает?

Мы всегда занимались музыкой ради музыки. Средства появлялись сами. Мы не брали деньги в займы, ни от кого не зависим и считаем это большим достижением. Так творчество чувствует себя свободным. После записи первого альбома группа содержит себя сама. Сейчас мы думаем о том, как правильно распоряжаться теми средствами, которые приносит музыка . Например, качественно записывать песни, снимать красивые видео, выступать в красивых залах, пригласить хорошего художника по свету и т.д..

Даже с самого детства, когда мне на что-то не хватало денег, я их случайно находила в кармане курточки, которую давно не надевала – это если простым языком. А если более подробно – на эту тему вам лучше с Глебом поговорить  (Глеб Процив, барабанщик "Vivienne Mort" –Ред.).

Даниэла Заюшкина: "мы всегда занимались музыкой ради музыки". Фото: архивы пресс-служб

А на корпоративах выступаете? Если на свадьбу позовут или на День рождения.

На корпоративах выступаем. Но мы не играем ради денег везде, где только можно. От некоторых предложений отказываемся. Все нужно делать с умом. А на день рождения мы лучше без инструментов сходим, купим подарок, поздравим как надо и песни весёлые включим. А у "Vivienne Mort" же ни одной песни в мажоре. Я пока что не поняла, почему нас приглашают.

"Я ФОТОГРАФИРОВАЛА ВОРОТА ИНДИИ, А ВСЕ МЕНЯ"

Недавно ты вернулась из Индии, где записывала саундтрек к фильму. Расскажи, что это за лента?

Это индийский фильм с индийскими актерами. Его снимает режиссер из Украины, Дарья Гай. Можно сказать, что это артхаусный Болливуд. Фильм состоит из трех историй, которые происходят в одном и том же доме с периодичностью в 20 лет. Свидетелями историй становятся стены, они поют, кричат, нашептывают моими саундтреками.

В Индии студии звукозаписи другие? На входе разуваться, наверное, нужно.

Именно так. В первый день меня познакомили с командой, почти у всех у них имена богов - Варун, Сиддхарт Шанкар, Пратамеш. Ребята-музыканты настолько похожи на музыкантов из моего института, те же тупые шутки и полное непонимание глубины своего таланта. Поскольку мои шутки тоже тупые, мы очень скоро друг друга полюбили.

Всю музыку, кроме одной песни, я написала там, в Индии. Тексты на украинском. В последний день сессии я попросила своего верного охранника Канешка перевести мой текст на хинди. В тот же день я его изучила и записала песню. Сложность была в том, что к кому я не подходила - каждый давал свой вариант правильного произношения. "Хото", "хотхо", "хоцо". И потом, когда я переспрашивала, каждый вариант принимался, как верный.

А насчет обуви - так и есть. Это в продолжение деликатного душевного склада. Я никогда не встречала сразу столько истинно интеллигентных людей. Мой стиль работы очень далек от идеала. Когда все разговаривали во время прослушивания записанного дубля или постоянно переспрашивали "Дана? Дана? Дана?", то могла и накричать. А они только тихо улыбаются и говорят "Ши из энгри". И я больше не могла быть "энгри". Это волшебство политики ненасилия.

В Индии Даниэла записала саундтреки к фильму и сняла клип для "Vivienne Mort". Фото: Aditya Varma

Удалось найти время, чтобы познакомиться с культурой страны? Тадж Махал видела?

Говорят, что Бомбей - это не Индия, а это Бомбей. Меня везде старались возить и следить за мной, но я сказала, что так не пойдет. И узнала обо всем сама. Если вам когда-то снился сон, в котором все прохожие смотрят только на вас, вы можете представить каждую мою прогулку по улицам Мумбаи. Когда мы плыли на корабле на остров Алибаг, я фотографировала Ворота Индии, а все меня. Кто селфи, кто просто. Однако я была рада их развлекать, потому что у большинства из них непростые условия жизни. Хотя бедность и богатство там не имеют такого значения, как у нас, например. Там бедняки строят свою жизнь так, чтобы она стоило того, чтобы ее прожить.

По природе, меня больше интересуют не культурные достопримечательности, а люди. Я ходила и ко всем приставала, так и узнала обо всем.

Многие артисты специально едут в Индию для съёмок клипа. Последняя работа Coldplay и Beyoncé получилась очень красочной. Vivienne Mort привезли из Индии новый колоритный клип?

Видела, очень красивый клип, особенно Бейонсе. Мы снимали на "Пташечку". Героями клипа стали все мои индийские друзья, а также люди, которых мы встретили на улице и заставили сыграть маленькие роли. Два дня я ходила босая по городу, знаю каждую лужу и камень. А еще очень обгорела. Этот клип для меня очень ценен. Мы снимали его с любовью. А еще теперь я смогу видеть своих индусов, когда захочу.