12 ноября
13 ноября
12 ноября
Загрузить еще

Звезды украинского балета Екатерина Кухар и Александр Стоянов: "Не думайте, что танцоры морят себя голодом - мы хорошо едим!"[ВИДЕО]

Звезды украинского балета Екатерина Кухар и Александр Стоянов:
Фото: Саша и Катя считаются одной из самых красивых пар в мировом балете. Фото: Пресс-служба Национальной оперы Украины

В Национальной опере Украины состоялась премьера обновленной версии балета "Грек Зорба" греческого композитора Микиса Теодоракиса, которую итальянский хореограф Лорка Мясин поставил сначала на сцене знаменитой итальянской "Арены ди Верона", а затем и в Киеве. Любовные страсти на фоне греческих пейзажей изображают главные звезды украинского балета Екатерина Кухар и Александр Стоянов.

Эта пара известна во всем мире - они невероятно гармонично смотрятся вместе. Возможно, потому, что в реальной жизни они муж и жена, которые воспитывают двоих детей. Мы пригласили Катю и Сашу на онлайн-конференцию в редакцию "КП" в Украине" расспросить о том, что сейчас творится в нашем балете.

"Итальянцы могут и поп-корн на балет принести"

- Как вы думаете, почему в Европе ходить в оперу и на балет считается признаком хорошего тона, а у нас этот вид искусства не так популярен?

Е.К.: - За границей ценят балет, может быть, больше, чем в Украине. Хотя мы на нашего зрителя не жалуемся. Для нас было большим удивлением и восхищением, когда во время трагических для Украины событий люди продолжали ходить в театр. Мы не ожидали в такое сложное время увидеть практически полные залы.

- Балетная публика в Европе и в Украине отличается?

Е.К.: - Публика разная. В Италии, например, она более ярко проявляет эмоции. Недавно мы там танцевали "Дон Кихота". Боже, что творилось в зале - мы едва вышли на сцену, сделали одну поддержку, а они кричат: "А-а-а-а!".

А.С.: - В Швейцарии на балет приходят бабушки с укладками, в роскошных вечерних платьях, в бриллиантах. Хлопают аккуратненько, сдержанно произносят "Браво!".

Украинская публика тоже очень хорошая, у нас, конечно, не свистят, как итальянцы, которые могут и поп-корн в театр принести. Правда-правда! В городе Губио зрители пришли с поп-корном, но принимали нас - как богов.

Японцы - благодарная публика, после спектакля обязательно несут цветы, ждут автограф. При этом они не аплодируют во время спектакля - это считается дурным тоном.

Е.К.: - Японцы понимают, когда нужно хлопать. А ведь иногда бывает, что публика очень хорошая, но они не знает, где нужно поддержать. В Америке, например, они аплодировали в тех моментах, где никто не хлопает.

А.С.: - Американцы вообще иные. Они смеются над другими шутками, чем мы, и на балет очень по-своему реагируют.

Много раз предлагали уехать за границу

- Вы постоянно танцуете за рубежом, но это краткосрочные гастроли, вам не поступали предложения уехать из Украины?

А.С.: - Много раз поступали. Мне первый раз предложили еще в училище - танцевать в Мариинском театре, в Петербурге. Но тогда я уже встретил Катю, мы начали встречаться, и я подумал – если уеду, как же я буду добиваться этой женщины? Пришлось отказаться. А четыре года назад поступило приглашение работать в Большом театре.

Е.К.: - Да, Сергей Филин на протяжении нескольких недель звонил, хотел переманить в Большой театр.

А.С.: - Но нам нравится наш театр!

- Балетное искусство - тяжелый труд, как он оплачивается в Украине?

А.С.: - До кризиса, пока гривна не упала, зарплаты у нас были более-менее.

Е.К.: - Для артиста это больная тема. Учитывая то, что мы ведущие солисты, у нас высокие ставки. Есть еще доплаты за мастерство и за звание. Нам с Александром нашей общей зарплаты хватает на няню, на продукты, коммуналку и на бензин. Но нас еще спасают заграничные гастроли.

"Дочь танцует с четырех месяцев!"

- У вас двое детей (мальчику скоро будет 7 лет, а малышке - год и 2 месяца. - Ред.) - они тоже будут танцевать?

А.С.: - Дочь точно пойдет в балет! Там данные невозможные: лежит в шпагате, стопочки тянет, слышит музыку - сразу танцует... Начиналось все месяцев с четырех - она начала под музыку двигаться, лежа в коляске. Причем очень координированно!

- А сын?

Е.К.: - У старшего тоже неплохие данные, но... Ему было года три, когда мы пришли с ним на "Щелкунчик" в театр. В начале он минут пять смотрел завороженно, потом повернулся ко мне и говорит: "Мама, балет - нет". На этом его знакомство с балетом и закончилось.

- А со скольки лет танцуете вы?

Е.К.: - Я с пяти лет. Ко мне прямо на улице подошла женщина и спросила у бабушки разрешение проверить "на наличие данных". Я ножку раз подняла, два подняла, она проверила спинку, гибкость и пригласила на художественную гимнастику. А уже оттуда я пришла в балет.

А.С.: - Я в 10 лет начал заниматься бальными танцами. Мне в них нравились одежда, туфельки, волосы в геле и девочки в красивых платьях. Я полгода прозанимался, пока ко мне однажды не подошел балетный преподаватель и предложил моему отцу (а мы тогда в Ялте жили) отдать меня в Киев на балет. Спустя два месяца мы приехали, я прошел все три тура и до сих пор помню восторженное лицо педагога, который меня потом учил.

- Чего сегодня не хватает украинскому балету?

А.С.: - Хочется, чтобы в театр вкладывали больше денег - на развитие, на новые постановки. Обновлять очень много чего нужно - костюмы, декорации... У нас ведь в костюмерной есть сапоги, пошитые еще лет 40 назад, а в них до сих пор выходят и танцуют.

ВОПРОС РЕБРОМ

Волочкова - хорошая балерина?

Е.К.: - На самом деле Настя живет в своем мире. Не хочу никакого критиковать, она была очень способная и талантливая, но сейчас немножко, честно говоря, занимается не балетом, а шоу-бизнесом, сплетнями, интригами, создает вокруг себя ажиотаж. Мне, конечно, очень жаль, что в ее лице балет имеет такую славу. Хотелось бы другой рекламы.

А.С.: - Но как человек она не плохая. И у Волочковой тоже есть свой плюс. Благодаря ей о балете больше говорят. У нас ведь узкий зрительский круг, не так как в шоу-бизнесе. 

МИФЫ И ПРАВДА

О конкуренции

- Говорят, что в балете страшная конкуренция, чуть ли не битое стекло в пуанты засовывают. Правда?

А.С: - У нас таких случаев не было. Но старшее поколение рассказывало, когда одному парню намазали бандаж пекущей мазью. Он мучился, но танцевал. А на одном гала-концерте в России мне порезали кофту - из-за того, что мы не смогли стол в гримерке с другим танцором поделить.

Е.К.: - Бывает, перед премьерой пытаются испортить настроение. Раньше, когда были общие гримерки, мне портили костюмы. Но это было давно и не в нашем театре.

О худобе танцоров

- Скажите, чего танцорам балета нельзя есть категорически, а что, наоборот, необходимо? Ведь энергозатраты немалые.

Е.К.: - Вы не думайте, что балерины постоянно морят себя голодом. Да, мы не злоупотребляем, но в день спектакля танцоры стараются употреблять по максимуму энергетически ценные продукты. И мой обед в день спектакля обязательно включает в себя спагетти (углеводы), мясо, можно черный шоколад, продукты, богатые глюкозой: финики, виноград... Обед должен быть очень сытный, потому что после спектакля есть совсем не хочется, так как в крови слишком много адреналина.

А.С.: - Катя весит 42 килограмма, и откормить ее очень сложно на самом деле. Но один раз мне это удалось, когда мы были на гастролях. У нас было трехразовое питание - завтрак, обед и ужин, и я еще в перерывах ходил за булочками. Это было в Китае, а булочки у них бисквитные такие, вкусные. Я Катю пичкал этими булочками, и за две недели она набрала килограммов пять.

Е.К.: - Мне до сих пор стыдно смотреть на фотографии того периода. Но я вам скажу, что Саша и свои ухаживания за мной начинал со сладкого - подбрасывал мне тортики в гримерку! Представляете, вместо цветов пирожные приносил! Такой вот подход к балерине. И сработало ведь.

- А когда балерины уходят в отпуск, как питаются?

Е.К.: - Во время отпуска балеринам очень сложно держать себя в форме, если учесть, что он у нас бывает по два месяца – июль и август. Тогда мы остаемся без нагрузки - шейпинг не считается - и как результат: в сентябре многие балерины возвращаются в театр с лишним весом. Тогда худрук приходит на репетицию, оценивающим взглядом рассматривает все ляжки и строго так говорит: "Ты, ты и ты - на диету. Никаких спектаклей, пока не похудеешь".

- Катя, у вас двое деток, вы после их рождения поправлялись?

Е.К.: - Ой, после рождения старшего сына пришлось сбросить 5 килограмм. Но это оказалось не сложно, потому что я через 3 месяца после родов уже танцевала Русалочку и потом поехала на гастроли в Испанию. А после второй беременности была Италия - мы там танцевали "Лебединое озеро".