Этот прибалт в смокинге, темпераментно играющий на пианино, в советские годы околдовал миллионы слушателей. Раймонд Паулс живет в Латвии, но юбилей отметит в Москве - грандиозным концертом. Мы заранее позвонили маэстро поздравить с юбилеем и расспросили его о жизни.
"В любви мне не объяснялась"
- Сейчас я на гастролях, езжу по Латвии с концертами, - говорит Раймонд. - Выступаю как пианист - один за роялем. Я ведь окончил консерваторию, играю классику. Я не занимаюсь шоу-бизнесом, никого не продюсирую. Просто играю в свое удовольствие. Делаю то, о чем все время мечтал.
- У вас с Пугачевой был прекрасный творческий союз, который подарил в 80-е годы мегахиты "Старинные часы", "Маэстро", "Без меня", "Эй вы там, наверху" и другие. Почему же вы расстались?
- А мы не расставались. Нас познакомил в 80-е Илья Резник. Я написал музыку к песням для Аллы. А дальше каждый живет своей жизнью, я - в Латвии, она в Москве. Наши отношения были и остаются нормальными. Я вспоминаю наше совместное творчество с теплотой.
- Пугачева всегда хорошо принимала ваши новые песни?
- Нет. Например, так было с песней "Миллион алых роз", слова к которой написал Андрей Вознесенский, впечатленный историей грузинского художника Нико Пиросманишвили (по легенде, он продал все, чтобы подарить возлюбленной "целое море цветов"). Пугачева сначала отнеслась к песне негативно. Возмущалась: дескать, что это за слова такие - "миллион алых роз", как их понять?! И мелодия ей не понравилась. Ну, в общем, Аллу уговорили спеть эту песню, она "со скрипом" ее исполнила и была ошеломлена ее невероятным успехом.
Кстати, Алла представила "Миллион роз" в "Новогоднем аттракционе" в конце 1982 года на ТЦ очень эффектно. Программу снимали в цирке. Пугачеву на качелях поднимали под самый купол. Но кто-то не прикрепил страховку. Алла оказалась на тоненькой перекладине качелей под куполом без страховки. Потом она шутила: "Хорошо, что у меня одно место мягкое, будь я худая - соскользнула бы"...
- Вам приписывали роман с Пугачевой...
- У нас не было романа, нас связывало только творчество. В любви Алла мне не объяснялась.
- То есть вообще вы верный муж?
- Ну, я не знаю, какой я верный. Понимаю, что я нужен своей жене, понимаю, что семью нужно оберегать от разрушительных романов. В этом отношении я реалист, в отличие от некоторых седых Ромео, которым кажется, что в его талант может беззаветно влюбиться юная леди.
- Вы с женой в 2016 году будете отмечать 55 лет совместной жизни...
- Я шучу, что больше ста лет, потому что год за два идет. Безусловно, жена - моя главная поддержка.
|
- Ваша жена называет вас домостроевцем. Говорит, что вы запретили ей работать. Вспоминает случай: когда она вам сообщила, мол, я выйду на работу, то поработать ей удалось полдня! Вы устроили скандал, даже, мол, тарелки с едой летали по кухне.
- Что было, то было. Тогда, когда после обеденного перерыва Лана не вышла на работу, позвонил какой-то чин из КГБ (а она устроилась переводчицей в какую-то подведомственную им организацию, что-то вроде Комитета защиты мира). И я ему в сердцах сказал: "А с вами я вообще не хочу говорить!". Лана боялась, что после этого меня заберут, но все обошлось. Я считаю, что мужчина работает, зарабатывает, а женщина есть женщина.
Помог обезвредить преступника
- Вам приходилось встречаться с советскими вождями?
- Видел и Брежнева, и Андропова. Однажды давал самый страшный концерт в моей жизни - на приеме в честь какого-то съезда КПСС. Тогда я вдруг осознал, что в этом зале моя музыка никому не нужна. Там были накрыты столы, все ели, пили, не обращая на нас внимания. А мы играли где-то в углу. Единственным членом Политбюро, который нас внимательно слушал, был Андропов.
- Сотрудники КГБ к вам подходили?
- С КГБ никаких пересечений не было. В молодости был случай, связанный с правоохранительными органами. В 1975 году один рэкетир вымогал у меня большую сумму денег - 17 тысяч рублей, угрожая расправой моей семье. Я был напуган, обратился в правоохранительные органы. Была разработана спецоперация. Мне предложили оставить кейс с деньгами в назначенном рэкетиром месте, милиционеры положили в него пиротехнику. Злоумышленник забрал чемодан, открыл его и на какое-то время был выключен. В этот момент его задержали, выяснилось, что это опасный преступник (москвич Юрий Криницын. - Ред.), которого давно искали. За ним даже числилась серия убийств в Риге.
- А гаишники вас часто останавливают?
- У меня BMW, может скорость под 200 развивать. Но особенно не разгонишься. Как-то еду на дачу, останавливает гаишник. Увидел меня: "О, господин Паулс! Здесь можно ехать 70 км в час, а вы ехали 120! Надо исправляться". В общем, отпустил. Еду обратно. И опять он же останавливает. Говорит: "Господин Паулс, вы молодец - теперь 117. Исправляетесь!"
- Вроде бы вы даже и трактор умеете водить?
- Могу. Я вообще люблю покопаться в земле, в огороде. И я не белоручка. Могу и гвоздь забить, и лампочку ввернуть.
Было дело
"Листья желтые" спели 49 раз за вечер
- Что нужно, чтобы песня стала хитом?
- Многое зависит от исполнителя, как он донесет песню. Хит - это то, что люди напевают. Станет песня хитом или нет - чаще всего случайность. Вот "Листья желтые" мгновенно завоевали любовь слушателей. Мой знакомый жил через стенку от ресторана, и он мне как-то сказал: "Вчера твои "Листья" 49 раз исполнили. Готов был тебя убить!"
- Говорили, что когда вы работали над музыкой к фильму "Три плюс два", то попросили запереть вас в гостиничном номере, чтобы не отвлекаться. И оттуда несколько дней не выходили. А утром подсовывали под дверь готовые ноты.
- Да, было такое.
КСТАТИ
В молодости выгнали с работы из-за выпивки
- После окончания консерватории ЛССР Паулс вел богемную жизнь: он гастролировал с Рижским эстрадным оркестром, давал концерты в Грузии, Армении, в Украине, - рассказывает Федор Раззаков, писатель, автор книг о звездах. - В 1959 году за систематические пьянки Раймонда выгнали из оркестра. Он какое-то время играл на танцах, затем заново выдержал конкурс на концертмейстера филармонии. В начале 1961 года его занесло в Одессу, где он познакомился с будущей женой - Светланой (Ланой) Епифановой.
Паулс вспоминал: "Я пригласил ее в Ригу. К моему удивлению, она приехала. Увидела мою богемную компанию, весь этот пьяный кошмар и уехала. Хорошо, что приехала опять и, несмотря на холодный прием моих родителей, осталась. Нет, они не были националистами, но для отца с матерью мое пьянство по-черному было просто шоком, а тут еще русскую девушку из Одессы притащил!"
Молодые поженились. Денег не хватало, то, что удавалось заработать, Раймонд пропивал. В начале 1962 года у супругов родилась дочь Анета, и это сильно повлияло на решение Паулса бросить пить. Светлана уговорила мужа лечь в больницу. Там его поразили пациенты: "Ужасающая, несчастная, жалкая публика. Неужели и я такой или стану таким?" И в августе 63-го Паулс бросил пить бесповоротно и окончательно.
После того как Раймонд поборол свой недуг, его жизнь круто изменилась. А в период с 1981 по 1985 год Паулс был одним из самых высокооплачиваемых композиторов СССР: ежемесячно ему платили по 7 - 10 тысяч рублей авторских. Огромные деньги по тем временам!