- Александр, вы правда покидаете "Надзвичайні новини"? Или это промоход, чтобы привлечь зрителя?
- Я никогда не обманывал зрителя и не собираюсь этого делать. Доверие - это очень важно. Его сегодня крайне сложно заслужить и очень легко потерять. Да, я действительно ухожу.
- Уходит Александр Зуб - значит, "Надзвичайні новини" теперь беззубые, простите за каламбур?
- Зато с коготками. В кадре меня заменит девушка. Она уже пробуется в качестве ведущей программы.
- А кто будет заниматься редакторской работой и всем остальным?
- Константин Стогний же остается. Он главный редактор и уже подобрал себе команду.
- Команду? Им много в ней людей?
- Не очень. Их ровно столько, сколько нужно для того, чтобы после моего ухода производственный процесс не остановился.
- Можете собой гордиться. Вас одного будет заменять целая группа!
- Надеюсь, что эта группа будет любить свое дело так же, как любил его я.
- Не могу не спросить о причинах разрыва. Константин Стогний и Александр Зуб долгие годы, более 15 лет, если не ошибаюсь, были завидным образцом стабильности. Что не поделили? Неужели славу и деньги?
- Да, мы долго были партнерами. Акцентирую внимание на главном - причина разрыва не в работе. Так бывает. Отношения кирпичик за кирпичиком очень долго выстраиваются. А вот чтобы разрушить их - достаточно одного слова. Больше предлагаю этой темы не касаться.
- А как на ваш уход отреагировал руководитель ICTV? Какая позиция Александра Богуцкого?
- Не думаю, что он рад. Но это вам лучше у него спросить.
- Александр, вас можно назвать очень успешным телевизионщиком. О некоторых ваших неординарных правилах для достижения необходимого результата коллеги уже успели рассказать. Правда ли, что вы строго-настрого запрещали сотрудницам носить короткие юбки?
- Было такое. :) Я не против откровенных нарядов. Скорее против служебных романов. Их, как правило, переживает потом весь коллектив, а не только виновники торжества. Вот и пытался всеми силами уберечь ребят от душевных терзаний. Они очень мешают работе.
- Беременность сотрудниц, говорят, для вас тоже была тема табу?
- Не делайте из меня монстра. :) Да, были у меня и подобные высказывания. Но не стоит их воспринимать слишком буквально. В декрет сотрудницы уходили. Одна, кстати, непосредственно перед моим демаршем. Поймите, я очень много работаю. Привык быть в кабинете с 7.30 и до девяти вечера. Скорее в этом секрет определенного успеха. И я всеми силами старался передать его тем, с кем работаю и кого уважаю.
- Что дальше, Александр? Чем планируете заниматься?
- Прежде всего отдохну. Я уже больше десяти лет не был в отпуске. Заниматься же могу многим. Активно зовут на государственную службу - на руководящие должности. Политики, опять же, манят к себе. Если будет подходящая команда - почему бы и нет. Но я все же люблю телевидение.
- Будет собственный проект? Какой?
- Каким он будет, я пока не могу сказать. Переговоры с руководителями телеканалов пока не начинал. Время - новогоднее. Думаю, окончательное решение будет принято после всех праздников. Вот тогда все и расскажу.
- Ну хоть намекните.
- Я начинал свою карьеру с написания сценариев. Потом стал новостийщиком. Позже еще ведущим и продюсером. И всем занимался практически одновременно. Так что есть из чего выбирать. Очень хочу, чтобы это не был продукт-однодневка. А такое возможно только в одном случае - если программа будет оказывать реальную помощь людям. Больным, к примеру, найти деньги на лечение и выздоровление. Незаконно осужденным - добиться оправдания и освобождения. А преступникам - поспособствовать оказаться там, где их место. Вор должен сидеть в тюрьме. Уверен, что новостийная программа на социально-криминальную тематику будет актуальной всегда. Тем более сейчас, когда на руках огромнейшее количество оружия. Некоторые люди думают, что это сегодня разгул преступности. Нет, это только цветочки. Ягодки будут позже. Очень горькие.
- Не многовато ли криминала на экране? Может, лучше продукт о спорте, экономике, политике?
- А вы видите грань между политикой и криминалом? Я не вижу. Или, может, его нет в экономике? В спорте, наконец, или даже культуре. Это - Украина, она такая. Пройдет не один год, чтобы мы увидели изменения к лучшему. Это в самом оптимистичном сценарии.
- На какую аудиторию рассчитан продукт? Мужчины? Женщины?
- Моя цель не напугать, а предостеречь. Поэтому на самую широкую.
Женщин в аудитории смотрения не меньше, чем мужчин. А если в программе делать акцент прежде всего на социальных моментах - их вообще будет подавляющее большинство. Детей тоже не стоит игнорировать. Пусть учатся на чужих ошибках, а не на своих. У меня сын. Иногда так бывает, что ему мало папиных слов о том, что нельзя играться спичками, прыгать с высоты, перебегать дорогу на красный. И тогда я демонстрирую ему архивные сюжеты. Результат впечатляет. И, что самое главное, он очень оперативно достигается. Для скептиков сразу же добавлю - я сейчас не говорю о кадрах жестокости и насилия. Их на экране быть не должно, и за этим нужно следить. Равно как и сцен с курением и употреблением наркотиков. Но этим, наверное, больше грешит кино.
- Наверное, не все то, что снимают журналисты, попадает в эфир. Не воротит от просмотра видео с мест убийств, ДТП, несчастных случаев? Как спите по ночам после такого.
- Среди журналистов, которые занимаются подобной тематикой, есть свой сленг. Слово "тишина", к примеру, означает, что с комментариями будет туговато - главный герой убит. Мой первый выезд на "тишину" был на первом курсе Института журналистики. Спалось после него неважно. Со временем восприятие крови и мертвых тел притупилось. Я ведь уже не могу вернуть их к жизни. А вот осознание того, что в нашей стране много тяжелобольных, нищих и просто несчастных людей, которым можно и нужно помочь, это ложится на душу тяжелым грузом. Потому что до них, как правило, никому нет дела. Вот от этого довольно часто бывает бессонница.
- Кому достанется ваш проект? Тому, кто больше заплатит?
- Вопрос достойной оплаты труда не на последнем месте. Но не он основной. Невмешательство в редакционную политику - вот что важно. Подобный бонус, к примеру, был обеспечен на ICTV.
- Не думаю, что над программой будете работать один. Есть ли у вас команда?
- Да, конечно. Это настоящие профессионалы и люди, проверенные годами. Сейчас я присматриваюсь к аппаратуре. Пока не покупаю. Ведь речь идет о сотнях тысяч долларов. Учитывая, что деньги не только мои, но и моих партнеров, к вопросу нужно подходить максимально взвешенно. А вот с помещением все выглядит более ясно. Присмотрел собственный офис - отдельно стоящее здание. В этом присутствует определенный символизм. Ведь и с Константином мы теперь будем работать отдельно. Хотя я не исключаю, что когда-нибудь произойдут воссоединение и перезагрузка отношений. Ведь наши жены и дети продолжают дружить. Да и я желаю ему только добра. Он очень помог мне в жизни. Надеюсь, что мне представится возможность отплатить тем же!
- Удачи вам, Александр. До скорой встречи на экране и с наступающим Новым годом!
- И вас с Новым годом! И ваших читателей!