Загрузить еще

"Я люблю Эдит Пиаф в Алле Пугачевой, в Тамаре Гвердцители, в Мирей Матье…"

Фото: Любовь к молодому греку Тео Сарапо продлила жизнь Эдит Пиаф. Ради Тео она приняла православие, а он в свою очередь сменил настоящую фамилию на псевдоним Сарапо, что в переводе с греческого означает «Я люблю тебя». Фото: REX

У нас даже тени сомнения не было, кто должен в этот день рассказывать читателям о Пиаф. Конечно же, Юрий Евгеньевич Рыбчинский! Человек, который свою любовь к легенде воплотил в спектакле. Его мюзикл "Эдит. Жизнь в кредит" вот уже восьмой год с успехом идет в Киеве.

Сначала мы задумывали интервью с поэтом, но он сам предложил написать о Пиаф статью. "Она - моя любимая певица, - сказал Юрий Евгеньевич. - И я могу написать о ней хоть целый том!" Читайте.

ОНА СМОГЛА ГОЛОСОМ ВЫРАЗИТЬ ВСЮ ТРАГИЧНОСТЬ ХХ ВЕКА

Юрий РЫБЧИНСКИЙ, поэт, классик украинской песни Фото: Артем ПАСТУХ

Я думаю, у каждого человека - своя Франция. Для одного - это галльский петух, Наполеон, де Голль… Для другого - Мольер, Ростан, Артюр Рембо… Для кого-то - Ален Делон, Роми Шнайдер и Бельмондо. Для меня же это Жанна д'Арк, Эйфелева башня, Свобода, Любовь и Эдит Пиаф. 

Один открывает для себя Францию, читая Дюма, Флобера, Стендаля, другой - насмотревшись французских фильмов или картин импрессионистов, третий - восхищаясь игрой французских футболистов. Для меня же окно в Париж распахнула Эдит Пиаф.

Благодаря ей я влюбился во Францию, и этой любви не изменил ни разу. Эдит Пиаф была, есть и будет для меня лучшей певицей XX века, сумевшей как никто своим голосом выразить всю трагичность ушедшего столетия.

Полюбив в детстве Эдит Пиаф, я и в других певицах любил ее. Я люблю Эдит Пиаф в Алле Пугачевой, в Тамаре Гвердцители, в Мирей Матье и в своей ученице Виктории Васалатий, с которой написал мюзикл "Эдит. Жизнь в кредит". Только великие души, такие как душа Эдит Пиаф, могут так долго жить в других талантливых певицах, не мешая им оставаться самими собой.

БЛАГОСЛОВЕНИЕ ОТ ЭДИТ

Я неоднократно бывал в Париже, о котором написал много песен и пьес. Но каждый раз я ощущал боль от того, что не смог побывать в этом великом городе до 1963 года, когда Эдит была еще жива. Я ощущал эту боль, потому что Париж без Эдит Пиаф - это уже не тот Париж, как Москва без Высоцкого уже не та Москва, как Минск уже не тот без Владимира Мулявина, а Киев - без Богдана Ступки.

В 2006 году я, моя жена, мой сын и Виктория Васалатий по приглашению посольства Украины во Франции приехали в Париж, чтобы воочию увидеть места, связанные с жизнью Пиаф. Нам это нужно было для работы над мюзиклом о великой французской певице. Апофеозом нашей поездки был поход на кладбище Пер-Лашез, где похоронена Эдит.

Был теплый ясный майский день, на небе - ни облачка. Мы подошли к черной мраморной плите, где имя Пиаф было обведено скобками, а перед ними стояло "Эдит Сарапо". Сарапо - псевдоним Теофиля Ламбукиса, грека, последнего мужа Эдит. Сарапо значит "я тебя люблю". Какой еще другой псевдоним могла придумать для своего последнего любимого мужчины Эдит Пиаф!

Через несколько мгновений на наших глазах появились слезы. И вдруг откуда ни возьмись над нами нависла туча и начался проливной дождь. Мистика! Как будто сама Эдит с небес своими слезами благословляла нас, украинцев, на мюзикл о ней.

УКРАИНСКОЕ ГРАЖДАНСТВО ЛЕГЕНДЫ

Уже 8 лет Виктория Васалатий и актеры Театра им. Франко выходят на сцену, чтобы своим спектаклем признаться в любви великой Эдит Пиаф. И каждый раз - аншлаг. В конце каждого спектакля украинский зритель стоя аплодирует актерам и Эдит Пиаф. 

Неизвестно мне, знала ли при жизни Эдит, где находится Украина и Киев, представляла ли она, что ее песни, ее жизнь, ее голос станут родными для миллионов украинцев, подаривших ее родине - Франции Анну Ярославовну и Пилипа Орлика, в честь которого назван аэропорт в Париже.

Но разве тот факт, что сразу в трех киевских театрах идут разные спектакли о Пиаф, не является свидетельством того, что Эдит получила украинское гражданство? Что нас роднит и с Пиаф, и с ее родиной? Дух Свободы, Равенства и Братства, дух революционных преобразований. И еще - любовь к песне, без которой и Франция не Франция, и Украина не Украина.

КАК ОБРЕТАЮТ БЕССМЕРТИЕ

Сегодня весь мир празднует столетие великой Эдит Пиаф. Она родилась 19 декабря 1925 года на парижской улице, и улица стала ее матерью, а отцом - мсье Париж.

С первого мгновения ее жизни смерть шла за ней по пятам. Сначала она отняла у Эдит ее дочь Марсель, потом Луи Лепле, человека великой души, забравшего Эдит с улицы в свое кабаре "Жернис". И в конце жизни - самую большую любовь Эдит Пиаф - Марселя Сердана. Сама она трижды могла погибнуть в автокатастрофе.

Эдит много раз говорила, что мечтает умереть на сцене. И она умерла на сцене, только этой сценой для нее стали Париж, Франция и весь земной шар. Не знаю, мечтала ли она о бессмертии. Но это ей тоже удалось. Прошло пять десятилетий с тех пор, как ее не стало, но не было ни одного дня, ни одного часа, ни одной минуты, чтобы где-нибудь на планете Земля не звучал с радиоприемников или с теле­экранов ее голос.

Вот так песней смерть поправ, Эдит обрела бессмертие. Пока будет существовать Франция, пока будет существовать ее Величество Песня, имя Эдит Пиаф будет передаваться из поколения в поколение как символ Франции, как символ великого Искусства, как символ великой Любви.

P.S. Я не сомневаюсь, что если бы сегодня какой-нибудь ангел-продюсер сообщил нам, что может устроить в Париже ее концерт, за который каждый зритель должен заплатить не франки и не евро, а днями, неделями своей жизни, миллионы людей разных национальностей, не задумываясь, заплатили бы эту цену. 

Певица и композитор Виктория Васалатий воплотила образ великой Пиаф в мюзикле, который написала вместе с Юрием Рыбчинским. Фото: Соцсети

ИСТОРИЯ ЕЕ ЖИЗНИ

Она шла босиком по шипам роз

Эдит Пиаф - одно из чудес ХХ века. Родилась в декабре на улице, могла умереть, но осталась жива. В четыре года заболела конъюнктивитом и ослепла. Но благодаря молитвам бабушки святая Тереза вернула ей зрение. Была маленькой, некрасивой, но когда начинала петь, становилась красавицей.

Не получив в детстве образования, стала одной из самых культурных и образованных женщин во Франции. Не зная нот, написала около 80 песен, любила жизнь, но всегда пела в черном траурном платье. Установила рекорд - 12 недель подряд давала концерты в "Олимпии".

Она шла босиком по шипам роз, испытывая страшную боль, и при этом видела жизнь в розовом свете. Она любила Любовь! Всю жизнь она искала любовь, стремилась к ней, любовь была смыслом ее существования, любовью она дышала, любовь была ее любимым напитком, ее наркотиком. Сначала обезболивающим, а потом приносящим нестерпимую боль.

25 сентября 1962 года Эдит взошла на Эйфелеву башню и спела со смотровой площадки "Я ни о чем не жалею". Немногие тогда догадывались, что таким образом она прощается с жизнью. Врачи считали, что ей отпущен срок - 8 месяцев. Но опять произошло чудо. Эдит встретила последнюю свою любовь - Тео Сарапо, вышла за него замуж. И стала православной. Прожила не 8 месяцев, а целых 2 года.

Последний раз она вышла на сцену 18 марта 1963 года. Как всегда в черном платье. Спокойное лицо. Тонкие слабые руки. Грустные глаза. И прекрасный звенящий вечно молодой голос. Она пела о любви, о своей жизни, о несбывшихся надеждах. Она в песнях смеялась и плакала. Когда она закончила петь, зал встал. И устроил ей овацию. 

Эдит Пиаф не стало в полдень 11 октября 1963 года. Франция погрузилась в траур. Рыдали все - прохожие, торговки цветами, уличные артисты, жрицы любви и полисмены. Рыдали политики и сильные мира сего. Франция в этот день оплакивала своего Великого Воробушка. В правительство Франции со всех сторон света летели телеграммы с соболезнованиями. И даже самые тупые политики поняли, что Эдит Пиаф не только французская певица, но и американская, и английская, и греческая, и украинская… Всемирная!

Новости по теме: Утраты Юрий Рыбчинский