"МУЗЫКА ТАМ БЕЗ ФУФЛА, НАСТОЯЩАЯ ОПЕРНАЯ МУЗЫКА"
- Лесь, вопрос по поводу вашего нового детища – SMS-оперы "Звiрі". Вы всегда были небезразличны к самым разным театральным формам и вот новый эксперимент. Хотя по сути "Звiрі" – это мюзикл, жанр, с которым вас как-то трудно связать. Но очевидцы результат очень хвалят, да и вам, судя по всему, эта история нравится. Прорекламируйте этот проект своими словами.
- Чтобы получилось хорошо, нужно несколько составляющих. Самое главное, чтобы самим было интересно, а второе, чтобы занимались этим талантливые люди. Здесь все сошлось. Для нас это начиналось как игра, мы меньше всего думали о результате, нас увлекал сам процесс. Про себя не буду, а талантливые люди – это режиссер Андрей Критенко и композитор Слава Назаров. Мы втроем сошлись, это все сочинили, а пока сочиняли – смеялись, и нам очень нравилось. А потом вдруг случилась возможность реализации этого проекта.
- Вам кто-то помогает ставить ваши спектакли, я имею в виду меценатов?
- Мне в некотором смысле повезло. Есть люди, у которых есть два хороших качества: у них есть деньги и им нравиться мое творчество. Было бы хорошо, если бы их было побольше.
- Мы бы вам тоже помогли, нам нравиться ваше творчество, но у нас, увы, нет денег. А проект "Звірі" дорогой?
- Достаточно дорогой. Так вроде бы ничего особенного, а на самом деле, все очень дорого.
- Ваша дочь Анастасия не изменила традициям династии Подервянских и стала художницей. Как у нее получается с творчеством? Судя по тому, что в "Звiрях" она художница по костюмам, т.е. вы доверили ей свое детище, получается у нее хорошо.
- Это не в первый раз, она уже третий спектакль делает. Я считаю, что она хороший художник, профессионал. Но раньше она не занималась театром, и в театр впихнул ее я. Мне интересно, чтобы ребенок развивался всесторонне. Она раньше под моим руководством была – больше ученицей, а здесь я ей полную свободу для творчества дал, и она справляется хорошо. И мне с ней хорошо работать. Я же там, кроме того, что автор либретто, так еще делаю сценографию. И сценография должна взаимодействовать с костюмами. Так что очень важно взаимопонимание между сценографом и художником по костюмам.
- Конфликтов у вас не случается? Не сложно работать с родной кровиночкой?
- Я как отец здесь не фигурирую. Тут котлеты отдельно, мухи отдельно.
"SMS-ОПЕРЕ "ЗВІРІ", ПО-МОЕМУ, САМОЕ МЕСТО НА ЭДИНБУРГСКОМ ФЕСТИВАЛЕ"
- Вы говорили, что SMS-опера у вас получилась как реакция на просьбу одной девушки рассказать ей сказку на ночь?
- Ну да, я согласился, только решил не рассказывать, я слать ей SMS. Я начал сочинять сказку, а потом так увлекся, что забыл про адресата, и все это записал в мобильный. А однажды ко мне приехал Крот (режиссер Андрей Критенко – прим. авт.), было жаркое лето, мы лежали под кондиционером, и я читал все это из телефона, а Крот сказал "так это ж либретто для оперы, пиши давай". Вот я и написал либретто, а затем позвонил композитору Славе Назарову и говорю "хорош сидеть на диване, давай пиши музыку". Музыка там без фуфла, настоящая оперная музыка. Так все это и получилось.
- Лесь, вы, как всегда, ввели в действие очень неоднозначных и веселых персонажей. В опере у вас и белочка, и котик, и зайчик. Расскажите, что там за сюжет с таким набором зверей?
- Мне всегда нравилось начало русской сказки "Жил-был мужик. У этого мужика был кот, такой баловник, что беда! Надоел он мужику до смерти. Вот мужик думал, думал, взял кота, посадил в мешок и понес в лес. Пусть пропадает…". И вот я все время мучился вопросом, что дальше могло случиться с этим котом. С этого все и закрутилось. В моей сказке кот встретил новых друзей: лихую Белочку, Медведя Миху и супермена-Зайчика. Про что могут такие персонажи петь или говорить? Естественно, про любовь. Они спорят, у них дискуссия про любовь. Во всей этой ситуации Медведь Миха выступает оппонентом к остальным зверям – у него совершенно другая в жизни философия, потому что он людоед, и вся его любовь к людям сводиться к любви к… человечьему мясу. И в конце концов звери вдруг оказываются в центре мировой интриги и спасают мир от… фашисткой чумы. Не буду говорить, как это происходит, – приходите 12 декабря в Caribbean Club (киевский клуб – прим. авт.) и все сами увидите. Скажу только, что кроме зверей там еще есть товарищ Сталин, товарищ Берия, товарищ Ворошилов, Гитлер, Геринг и т. д. И все вместе – это шик, блеск и оперная красота. Сначала действие происходит в глухой сибирской тайге, а затем в ставке Гитлера и в Кремле. Все это умещается в одно длинное (1 час 20 минут- прим. авт.) действие и заканчивается все очень хорошо.
- А что касается актеров? Мы успели рассмотреть известного шоумена Диму Оскина в роли Ворошилова.
- Да, Дима у нас товарищ Ворошилов, которого разжаловали из маршалов в оленеводы, и он стал шаманом. Товарищу Сталину он попался под горячую руку, и он сказал "Тебя пид****а из маршалов в оленеводы разжалую. Давай бубен учись, тебе шаманом надо". Часть актеров в опере из нашей устоявшейся труппы, с которой мы уже сделали два спектакля ("Павлік Морозов" та "Сни Васіліси Єгоровни" - прим. авт.), но не все из них могут петь, поэтому у нас новый Кот (Дмитрий Вивчарук), находка абсолютная. Белочка прекрасная, ее играет актриса Ли Берлинская. Товарищ Сталин у нас тоже новый парень с отличным тенором – Иван Завгородний. А Олег Примогенов играет Медведя.
- Критики, видевшие вашу SMS-оперу "Звiрі" ее очень хвалят и говорят, что этот мюзикл, – а по сути "Звірі" – это мюзикл, – можно запросто представлять в Европе, а, значит, это действительно выглядит дорого и качественно.
- Дорого – это, как бы, не совсем похвала, для меня лучше бы он выглядел хорошо, и, по-моему, ему самое место на Эдинбургском фестивале или, я бы сказал, лучше даже на Авиньонском фестивале. В Авиньоне мне больше нравится, потому что там тепло, и мы с удовольствием все бы поехали туда на фестиваль.
- И что вас останавливает?
- Ну, это должен быть какой-то менеджмент этого всего, потому что я менеджер никакой абсолютно.
- Достаточно того, что вы автор.
- Я и автор, и сценограф, с меня хватит. Если бы кто-то это все взялся продюсировать, было бы хорошо. Ждать, пока этим займется государство, понятно, это идиотская идея совершенно, главное – как-то пошевелить булками в этом направлении. Мы что-то делаем, но пока я еще не совсем разобрался в процессе.
- Т.е. вы еще не поняли, какую ценность вы создали?
- Ценность-то мы создали, но теперь как ее на фестиваль в Авиньон отправить? Вот это вот хорошо было бы.
- А как вы думаете вас иностранцы поймут, они же не уловят ни слова, в вашем-то тексте?
- Я думаю, что это как раз они поймут. Ну, что там непонятного: любовь – понятно, Гитлер – понятно, Сталин – понятно. По-моему, именно эту вещь они в состоянии вкурить.
"СЧИТАЮ, ЧТО ПОСЛЕ СМЕРТИ СТУПКИ ОЛЕГ ПРИМОГЕНОВ – АКТЕР НОМЕР ОДИН В УКРАИНЕ"
- А кто кого любит в этом спектакле?
- Ой, там очень сложная история. Белочка готова полюбить всех, потому что она попала в мужскую компанию. Сначала она увлечена Котом, потом появляется Медведь, понятно, что она тут же любит этого Медведя, потом она видит Зайчика, а он у нас супермен, и она к Зайчику. У нее даже есть ария "Сбылись мечты, и я теперь живу в окружении мужчин, млекопитающих, которые возглавляют пищевую пирамиду, к тому же даже очень симпатичных, теперь про личную жизнь нужно задуматься серьезно", вот, она в раздумьях, кому отдать свое сердце. Белочка такая у нас, ветреная, непостоянная, ее надо видеть. Если бы ее поместить в колесо с проводами, то можно смело отключить ток в районе, ее электричества бы хватило на всех, – приходите и увидите.
- Такой, значит, должна быть женщина в мыслях у мужчин.
- Да, она фантастическая совершенно. Ли Берлинская – суперактриса, красивая, энергетичная, но кто из вас о ней слышал?
- Ну… слышат только о тех актрисах, которые снимаются сейчас в сериалах, да и то не о всех.
- Так она играет в каких-то сериалах забацаных здесь, хотя достойна большего. Но на самом деле, не только она, да все наши актеры очень хорошие. А Олег Примогенов, который играет Медведя, – это, я считаю, после смерти Ступки – актер номер один в Украине, это такой украинский Лоуренс Оливье, который может все: от комических ролей каких-то до трагедийных. Суперпрофессионал!
- Мне кажется, что у нас очень много антрепризных проектов появилось, которые инициируют сами актеры, потому что уже такая тоска смертная с театром, что приходится все делать самим.
- Ну, тут просто все упирается в две вещи на мой "хлопецкий розум": театр делает режиссер, при огромном количестве актеров, это выхлопа не будет никакого, если не будет режиссера – это раз. Второе – это деньги. Если в этой стране как-то так повернуть законодательным образом, чтобы не государство давало деньги, потому что государство никогда не будет давать деньги на то, что его не будет прославлять. Если устроить так, что частные деньги будет выгодно вкладывать в театр, кино, живопись, пусть это будут просто какие-то послабления по налогам, по таксам, которые они платят, это все будет работать. И не нужно для этого никакого Минкультуры. И тогда появятся и театры, и все остальное, и все заработает само. Государство вообще не должно в это вмешиваться. А без денег никак. Потому что театр – это все-таки не "собрались 3 человека, поставили 2 стула", этого мало.
- Видите, вы не хотите говорить о политике, интересоваться политикой, но закон о меценатстве должны принять именно политики, но, к сожалению, им это не выгодно по каким-то пунктам.
- Может быть, не то, что не выгодно. Может быть, им просто не до этого, или они этого не понимают. Скорее всего, их культура не интересует, она как бы на периферии их мышления, им это не нужно, и вот доигрались до Донбасса. Вот что значит отсутствие этого всего. Потому что если культурой в стране не заниматься, то рано или поздно она превратится в обезьянник.
- Что ж на выходе? На что мы можем рассчитывать?
- Ну, как-то мы должны делать свое дело, работать и прорвемся. Ничего не стоит на месте: художники пишут, актеры играют, драматурги сочиняют. Больше всего, конечно, делается там, где не нужны деньги: ну, например, написать книгу – там денег не нужно. А с написанием картины так уже не получится.