Фильм Сергея Урсуляка - это четвертая экранизация романа Михаила Шолохова. На украинском ТВ эту 14-серийную картину не показывают по известным причинам, но в интернете она есть, а значит посмотреть (при желании) может каждый. Но нужно ли это делать? С помощью близких родственников Шолохова мы попробовали ответить на этот вопрос.
- Пока воздержусь от превосходных оценок, - говорит Александр Шолохов. - У Сергея Урсуляка настолько досконально серьезный подход к теме, что я не сомневался: все будет удачно. Нынешняя экранизация рассчитана в значительной степени на людей, которые, возможно, даже не читали "Тихий Дон". Спираль в фильме закручивается по законам жанра и эдак с середины, очевидно, выстрелит. Очень здорово показана беззаботная мирная жизнь, уклад казачьей цивилизации, которая в ходе Гражданской войны начнет разрушаться.
|
- Вы заметили в сериале несоответствия? Предыдущую экранизацию ругали за сцену свадьбы Григория и Натальи...
- Прекрасно понимаю, что у Урсуляка появится много критиков. Первые - это люди, которые лучше всех знают, как казаки играли свадьбы, как выпивали, как плясали и так далее. Но давайте признаемся: мало кто сегодня может с уверенностью утверждать, как все было на самом деле. Казачество - в значительной степени исчезнувшая цивилизация, традиции которой не передавались новым поколениям. Давайте согласимся с тем, что этот художественный фильм - жанр, не претендующий на абсолютную доскональность. Это же не выставка этнографического музея. Второй тип критиков - те, кто ждет от фильма реинкарнации Быстрицкой и Глебова. Прекрасно понимаю зрителей, выросших на герасимовском "Тихом Доне", которые не представляют себе образы Григория и Аксиньи иначе, чем в том фильме. Я не собираюсь никого переубеждать. Каждое поколение имеет право на свою экранизацию, с участием актеров - представителей именно этого поколения. А ребята играют очень неплохо. Актеры должны быть сверстниками шолоховских персонажей. Не нужно представлять, что Григорий - поживший человек. Ему и до 30 лет не удалось дожить. И второй момент: очень трудно в таких важных характерных ролях видеть актеров, которых уже воспринимаешь по какому-то другому персонажу.
- Казачий говор актерам удается передать?
- По-моему, да. Особенно исполнителям главных героев. Правда, иногда у актеров третьего плана, бывает, ударение проскакивает неверно. Я вообще исхожу из принципа, что критиковать гораздо проще, нежели находить положительное.
|
ЗВОНОК ДОЧЕРИ
Мария ШОЛОХОВА, дочь писателя: Новая Аксинья хороша! Хоть и блондинка
- У Сергея Урсуляка в кадре все как в жизни - его фильм и воспринимается так, будто сегодня это происходит. Очень хорошее впечатление от игры молодых актеров. Взять Дарью Урсуляк - последний эпизод третьей серии, где она себя косой режет и потом лежит на снегу... Я думала, упаду от переживаний. Такое чувство, что это в соседней комнате происходит. Играют с радостью, с энтузиазмом. Хороша Аксинья (Полина Чернышова. - Авт.) - несмотря на то, что внешний облик далек от того образа, который Шолохов описал. Новая Аксинья совершенно другая - голубоглазая, русая. Я испытала большую радость. Спасибо режиссеру, что взялся за этот фильм.
ЕЩЕ МНЕНИЕ
Валентин ОСИПОВ, биограф Шолохова: Исчезло все социальное и политическое!
- Отказался режиссер от наиглавного - идейного! - напутствия Шолохова в эпиграфе, в котором казачество в своих песнях горевало о засеянных по земле казацких головах, о вдовах и сиротах (вместо этого Сергей Урсуляк начинает фильм со сцены резвящихся на Дону счастливых казаков. - Авт.).
И вот итог: в первых частях начисто исчезло все социальное, все политическое. Нет многозначительных красок от Шолохова - например, ликов царской семьи на залитой водкой и загаженной рассолом клеенке в сцене сватовства. Нет реплики Давыдки-вальцовщика про богачей и революцию 1905 года. Изгнан один из главных персонажей романа - слесарь-революционер Штокман. Нет и намека на ремарку писателя: "Григорий стоял, не вслушиваясь в слова присяги, которую читал священник".
Какой же урон в итоге для зрителей от того, что яркий на красочную этнографию и любовные сцены режиссер не посчитался с наказом будущего лауреата Нобелевской премии, который еще в 1929 году написал: "От исторической правды мне отходить не хочется"!