Николай Николаевич работал со многими знаменитыми режиссерами и артистами. С Василием Шукшиным, Андреем Кончаловским, Михаилом Боярским, Марчелло Мастроянни... О них он и рассказал "КП".
Шукшину вывихнули руки
- Я с детства занимался самбо, - говорит Николай Ващилин. - Тренер в свободное время приводил нас на съемочную площадку, чтобы мы участвовали в потасовках. В октябре 1965-го я впервые оказался в массовке фильма "Три толстяка" Алексея Баталова. В кадре спасал героя Тибула от казни на эшафоте... В кадре мы бились по-настоящему, в кровь - тогда считалось, все же должно быть натуральным!
С таким представлением о драках в кино я и попал на съемки фильма "Любовь Яровая", где познакомился с Василием Шукшиным. Я и мои товарищи по секции самбо по команде героя Василия Ланового скручивали и арестовывали рабочих на сходке. Мы так скрутили в первом дубле Шукшина, что вывихнули ему обе руки!
Василий Макарович был обескуражен такой грубостью. Спросил, как мы вообще готовимся к съемкам. Ребята тогда ответили, что спорт - это все, а кино - так, халтура. Василий Макарович подпрыгнул от возмущения: "Халтура! Да, халтура - когда вы на первом дубле калечите артиста!"
И отменил следующую сцену, где меня должны были ударить прикладом в лицо...
После того как я реально разбил своей головой стекло в электричке (что требовалось по сценарию) на съемках "Романса о влюбленных" Кончаловского, обо мне пошла добрая молва, как о живучем парне.
Через пару лет, в 1972 году, Шукшин вызвал меня в Вологодскую область на съемки своего фильма "Калина красная". В одной из сцен надо было, чтобы на Шукшина попер бугай, а Шукшин его напугал. Я предлагал и так и этак. Шукшину не нравилось: "Это все из какой-то оперетты. Бандиты так не дерутся".
В итоге я вызвал для консультации настоящих бандитов. Приехали паханы. Посмотрели и говорят: "Когда дерутся, никто руками не размахивает. Подошел тихо и делай". Потом мы с Шукшиным посмеялись, что бандитов в кино привлекаем.
Василий Макарович мне тогда сказал:
- Осваивай каскадерскую профессию по-серьезному. Мне скоро хороший специалист по трюкам понадобится. Про Степана Разина, даст бог, кино снимать буду!
Позже встретились с Шукшиным и на съемках картины "Они сражались за Родину". На тех съемках я, 27-летний, падал в обморок от жары, пульс зашкаливал. Не понимаю, как выносили сорокаградусный зной Никулин, Тихонов, Бондарчук! А Шукшин все обсуждал будущие трюки в "Степане Разине". Предполагалось много батальных сцен и жестоких казней... А вскоре Шукшина не стало. Не дожил до съемок своего "Разина".
Борщ для Мастроянни
Ранним январским утром 1986 года, когда вся страна отходила от новогодних праздников, в моей квартире раздался телефонный звонок. Никита Михалков сообщил, что привез в Ленинград Марчелло Мастроянни, показать ему Эрмитаж. И что хочет пригласить Марчелло с компанией ко мне на домашний ужин. Оказалось, что итальянец обожает домашние котлетки.
Но в магазинах не было ни мяса, ни водки! Я попросил жену сварить борщ и нажарить котлет на 15 человек. Мяса взяли по блату у моего знакомого мясника. Обегав друзей, с трудом насобирал восемь поллитровок и чекушку.
Как сейчас помню: борщ на плите, котлетки, на сковороде шкворчит картошка с салом. На столе в салатницах - квашеная капустка, соленые грибочки и соленые огурчики. На кухне теща, тихо роняя безутешные слезы (вообще-то такая вечеринка губила семейный бюджет!), режет лук и посыпает им селедку.
Никита ввалился с шумной толпой итальянцев, начал рассаживать всех за стол.
- Буониссимо! Мольто бенэ! Мольто граци! - бормотал Марчелло скороговоркой, пробуя угощение.
Тогда он и дал согласие играть в фильме Михалкова "Очи черные", на который Никита пригласил поработать и меня. Помните сцену, когда Марчелло Мастроянни пляшет под музыку на едущей телеге? Вот этот номер и ставили - работали я и дублер...
|
Как Констанция из "Трех мушкеров" стала мужчиной
- Повторюсь: когда я начинал, в кино применялись реальные драки спортсменов, - продолжает Николай Ващилин. - Но они получались неинтересными, неэффектными. Тогда я придумал делать драку, как танец. Чтобы на экране показать характеры - один трус, другой смельчак.
Опасный трюк для артистов ставил на съемках "Шерлока Холмса". Помните сцену, когда Василий Ливанов дерется с Виктором Евграфовым на краю обрыва? Снимать решили крупным планом: дублерами актеров не заменить. Мне пришлось их готовить три месяца. Актеры дрались на краю реального обрыва, а потом "падали в пропасть". Естественно, актеры не срывались в пропасть реально, а сползали в яму. Все их па, жесты, удары, прыжки придумывал я. Причем все сняли одним дублем, без монтажа.
- Вы ставили фехтовальные сражения в "Мушкетерах". Были ЧП?
- Мише Боярскому на съемке "Мушкетеров" все-таки проткнули небо, он попал в больницу… В "Трех мушкетерах" по сюжету Констанция запрыгивает в карету. Яркий пример, как мы с режиссером придумали то, чего в жизни быть не может. Ну кому в голову придет женщину на ходу в карету заталкивать? Оправдывает то, что она торопилась. Вопрос стоял: как прыгнуть? Я бы ни одной девушке такой трюк не доверил. Взял, переодел маленького тоненького парня. Из едущей кареты Боярский, открыв на ходу дверь, выталкивает господина и помогает Констанции ласточкой туда запрыгнуть. На деле один каскадер вылетает и скатывается на брусчатку. И другой, переодетый в Констанцию, запрыгивает. А крупным планом уже показана Алферова в окошке кареты. И подмена абсолютно не заметна.
|
СПРАВКА КП
Николай Ващилин родился в 1947 году в Ленинграде. Неоднократный чемпион СССР по самбо, каскадер и постановщик трюков киностудии "Ленфильм". Ставил и выполнял трюки во многих фильмах, в том числе "Стрелы Робин Гуда", "Д'Артаньян и три мушкетера", "Приключения Шерлока Холмса".
Актеры в благодарность подписали эту забавную карточку:
|