Телевидение - это своеобразное зеркало общества. А так как сейчас вся страна говорит о политике, с вопросов вокруг этой темы и начнем наш "Телевизионный разговор".
О ПОЛИТИКЕ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ВОЙНАХ
"Декоммунизацию нужно провести не в названиях, а в головах"
- Что должны сделать политики, дабы защитить интересы украинских телезрителей? Помогут ли запреты, которые были введены для кино и ТВ?
Сергей Назаров: - Больше 80% сетки СТБ состоит из собственного продукта, поэтому запрет нас не очень касается.
Владимир Бородянский: - Мне кажется, что мы забыли о том, что живем в XXI веке, где культурные запреты практически не действуют. Тут нужно задать вопрос: чего государство хочет добиться тем или иным поступком? Если оно хочет защитить собственную культуру, развить ее, то для этого, возможно, и не нужны запреты. Нужны, с одной стороны, определенные ограничения, с другой - преференции.
Когда говорят, что чьи-то сериалы разрушают нашу культуру… По большому счету сериал ничего не разрушает, разрушают совершенно другие люди совершенно другими поступками, которые мы каждый день видим по телевизору. Они разрушают больше, чем любой сериал!
Сериалы не формируют культуру, у них нет такой функции. 90% сериалов про одно и то же: про любовь и переживания.
Да, безусловно, мы должны себя идентифицировать как нация. Но запретом сериалов этого не добьешься. Я не считаю такой ход эффективным решением.
Если стоит задача создать, сформировать собственное культурное пространство, то нужны другие решения.
- Ваш канал иногда показывает хорошие советские фильмы. Но в связи с декоммунизацией сейчас можно прицепиться даже к названию (например, фильм о молодежи 60-х "Застава Ильича")...
Владимир Бородянский: - Что касается советских фильмов, мы можем показывать, можем не показывать - для нас это не критично с точки зрения бизнеса.
Что касается декоммунизации. В моем понимании она должна быть не в названиях, а в головах. Это самая большая проблема. Вот ее там надо провести. И объяснить, что всех строить одинаково - это и есть коммунизация. Всех заставлять показывать что-либо одинаково или запрещать - это и есть коммунизация.
- Есть ли сейчас, на ваш взгляд, в Украине свобода слова? В чем это проявляется?
Владимир Бородянский: - Да, есть. Включите любой телеканал - и вы увидите всю палитру мнений. В этом она и проявляется.
- Вы согласны с мнением, что информация - это оружие?
Владимир Бородянский: - В принципе любой предмет можно сделать оружием. СМИ должны честно выполнять свою функцию. Вот это важно.
- Что нужно делать, чтобы победить в нынешней информационной войне - ваши три совета?
Владимир Бородянский: - У меня нет трех советов. У меня есть один - нужно говорить правду.
- Смотрите ли вы сейчас российские каналы? Если да, то чувствовали ли вы себя лично "жертвой российской пропаганды"?
Владимир Бородянский: - Я думаю, что жертва не может осознать себя жертвой, это невозможно психологически, мне кажется. Я сейчас намного реже стал смотреть российские телеканалы. Но я не чувствую себя жертвой ни российской, ни украинской пропаганды. У меня есть собственная точка зрения на разные события.
О ДЕНЬГАХ
"Убыток украинской телеиндустрии - до 6 миллиардов в год"
- Сколько прибыли вам приносит продукт собственного производства? В сегодняшнее кризисное время за счет чего приходится экономить, производя свои шоу?
Владимир Бородянский: - Не секрет, что на сегодняшний день украинский телевизионный рынок убыточный. Убыток индустрии, по разным оценкам, от 4 до 5-6 миллиардов гривен в год. То есть при доходах в 2,3-2,4 миллиарда рынок тратит больше 6-7 миллиардов гривен на себя. В Украине нет сегодня прибыльного телевизионного бизнеса. Такие времена бывали и в других странах. Главная задача - из этого времени выйти. Что касается прибыльности, безусловно, есть прибыльные проекты. Например, "Коли ми вдома", "МастерШеф". Но в целом нам стало тяжелее, как и всем.
|
- Многие из ваших проектов удалось продать за рубеж?
Сергей Назаров: - Большинство из того, на что нам принадлежат права, мы стараемся продавать, и у нас это неплохо получается. Практически во все страны СНГ, в Прибалтику, Казахстан, Беларусь, Россию мы продаем собственные проекты. Проект "Хата на тата" купила Польша.
Владимир Бородянский: - Нельзя сказать, что это колоссальные деньги, но это существенная сумма.
О НОВОМ "ХОЛОСТЯКЕ"
"Выбираем героя целый год!"
- Недавно СТБ объявил о старте работы над шестым сезоном шоу "Холостяк". За все время существования шоу из шести участников - только двое украинцы. Почему? И, кстати, чем так хорош "новенький" Иракли Макацария - у нас и здесь тренд на грузин?
Сергей Назаров: - У нас нет квоты по национальностям. Мы интернационалисты. Главная заслуга человека - в его качествах. Так мы и выбираем всех холостяков. Он должен быть красивым, умным, сильным, человеком, который может обеспечить семью.
|
Мы не самые большие знатоки мужской красоты, поэтому стараемся спрашивать у экспертов в этой области - у наших женщин-продюсеров и всех девушек, которые нас окружают в работе. Все они, пообщавшись с Иракли, говорят, что он - очень интересный молодой человек, притягательный, харизматичный. Надеемся, что новый холостяк будет еще интереснее, чем предыдущий.
Владимир Бородянский: - Мужчины разных национальностей по-разному относятся к проявлению чувств и перед камерами ведут себя по-разному. Раскрыться перед миллионами людей - это же на самом деле непростая задача. Поэтому в первую очередь мы ищем человека, который будет интересен нашим зрительницам и участницам проекта. Подходящую кандидатуру подбираем где-то год. Это очень сложный процесс.
- Вы вообще верите в возможность отношений, построенных в шоу наподобие "Холостяка"?
Владимир Бородянский: - Верим. Мы вообще верим в построение отношений, и не только на "Холостяке". Во многих наших проектах, и в "Зважених та щасливих", и на "Танцуют все!", люди строят взаимоотношения. Кстати, больше всего женятся участники "Зважених та щасливих". И это здорово!
О СВОИХ СЕРИАЛАХ
"Коли ми вдома" в третьем сезоне очень изменится
- Раньше сериал "Коли ми вдома" показывали каждый день, а теперь только по пятницам. Почему?
Сергей Назаров: - Всем угодить сложно. С понедельника по четверг у нас сейчас выходит новая программа "За живе!", в которой рассказывается, как сохранить здоровье, приумножить его, не заболеть, помочь своим родным, близким, детям. А сериал "Коли ми вдома" развивается и никуда из эфира не пропадает.
Мы сейчас готовим третий сезон сериала, который серьезно изменится.
Владимир Бородянский: - Нам нравится сценарий третьего сезона "Коли ми вдома" - он очень смешной. В начале следующего года закончим съемки 20 серий и уже в 2016-м порадуем премьерой.
- Какие-то еще сериалы планируете снимать?
Владимир Бородянский: - У сериалов есть отличие от телевизионного проекта. Телепроект можно запустить за шесть месяцев от начала замысла, сериал запускается минимум год. У нас очень много проектов в написании. Рассказывать не очень интересно - все увидите.
О ПРОЕКТЕ "Я СОРОМЛЮСЬ СВОГО ТІЛА"
"Я к нему несколько лет привыкал морально"
- Украинцы неоднозначно восприняли проект "Я соромлюсь свого тіла": многие критикуют вас за то, что в кадре "во всей красе" показываются различные болячки, половые органы... Как относитесь к подобной критике? И есть ли грань: что стоит показывать, а что нет?
Владимир Бородянский: - Грань есть. Для нас она очень проста: мы показываем какие-то подробности не ради того, чтобы просто посмаковать, мы их показываем с целью объяснить зрителю, что и как происходит.
Да, проект жестковат. У нас длинная история этого формата. Мне его Сережа (Назаров. - Ред.) показал 4-5 лет назад, и я к нему несколько лет привыкал морально. Мы все привыкали. Этот формат - для очень зрелой команды. Он на экране смотрится на одном дыхании, но чтобы его сделать таким глубоким, нужна очень зрелая команда. И у нас так совпало, что и мы созрели, и команда созрела, которая его делает.
Мы считаем, что это выдающийся проект. Такого проекта по смелости, замыслу, глубине, переживанию, тактичности нет на территории стран бывшего Союза.
Меня пробирает, потрясает, до чего люди могут себя запустить, насколько часто, казалось бы, они не делают базовые вещи. Современный мир позволяет нам жить качественнее и лучше. Мы понимаем всю проблему украинской медицины, но тем не менее…
Сергей Назаров: - Проект наглядно показывает, почему надо пойти в больницу и сдать все анализы уже завтра.
Владимир Бородянский: - А не идти к шаманам, астрологам и прочим людям.
- Но это больше имиджевый проект?
Владимир Бородянский: - Нет, это не имиджевый проект. Он собирает выдающиеся показатели, он прекрасно идет в повторах, он продается в другие страны.
Сергей Назаров: - Он генерирует новые личности, новые истории, новые лица канала - это большая интеллектуальная собственность, которую не так просто оценить в деньгах. Он внутри себя развивается.
Сейчас мы работаем над тем, чтобы расширить проект и показывать еще и в вечернее время. Конечно, там не будет таких подробностей. Но того уровня сопереживания, которого достигает программа, можно добиваться и в другое время, другими средствами. Будет больше драматических историй, больше горизонтальных линий с людьми, которые будут достаточно долго проходить лечение и изменяться, будут новые эксперименты.
О ДЕТЯХ НА ТВ
Ребята от 8 до 16 лет будут строить новое общество
- В ваших планах есть принципиально новые шоу?
Владимир Бородянский: - Если нам что-то нравится, оно рано или поздно появляется в эфире. Соответственно, осенью следующего года на СТБ состоится премьера детского реалити-шоу по американскому формату Kid Nation (с англ. - "Детская нация". - Ред.).
Это новый проект, в котором детям предстоит построить новое общество. Нам кажется, что это будет очень любопытно, интересно и созвучно времени: страна строит новое общество - и дети строят новое общество.
Вообще, если говорить о телеканале СТБ, то это канал, который задает тренды. Возможно, этот проект будет одним из новых трендов.
- Можете раскрыть какие-то подробности о новом шоу?
Сергей Назаров: - Детям в возрасте от 8 до 16 лет нужно будет самоорганизовываться, строить собственный город на заброшенной территории, выбирать правительство, делиться на классы, группы, проходить испытания, делать сложный выбор. Например, выбирать, что они хотят - новый телевизор или чистый туалет. Рекомендуем чистый туалет (смеется).
- А когда в эфире появится анонсируемый детский "МастерШеф"?
Сергей Назаров: - Весной. Мы как раз сейчас активно заняты разработкой проекта. Кстати, как оказалось, детям очень хочется пройти конкурсы, которые были во взрослом "МастерШефе", но будут и специальные конкурсы, рассчитанные на игру, в которых много развлечений.
О ШОУ И ТЕЛЕЗВЕЗДАХ
Оксана Марченко сама решила уйти из "Україна має талант!"
- На СТБ много лет выходят новые сезоны различных проектов: "Танцуют все!-8", "Х-фактор-6", "МастерШеф-5", "Зважені та щасливі-5"… Не кажется ли вам, что они уже чуток поднадоели? Неужели рейтинги такие же высокие, как раньше?
Сергей Назаров: - Рейтинги высокие, во многих проектах они растут от сезона к сезону. Люди привыкают к самому формату, им нравится повторяемость. А то, что происходит внутри, мы меняем. В "Зважених та щасливих", например, в этом сезоне участвуют семьи.
Чтобы поставить новое в эфир, из сетки нужно убрать что-то кем-то уже любимое. Это сложный вопрос. Поэтому, как нам кажется, нужно придерживаться баланса нового и любимого старого.
|
- В Украине Сергея Соседова до "Х-фактора" знали единицы. После участия в шоу он стал телезвездой. То же касается Татьяны Денисовой, Кости Томильченко, Эктора Хименес-Браво, Николая Тищенко… Просят ли они повышения гонорара, ведь они сейчас телезвезды?
Владимир Бородянский: - Вы за них не переживайте (смеется). Гонорар всегда зависит от успеха проекта, в котором участвует человек, от его вклада в проект, от развития самого человека и так далее. Если проект успешный, если вклад человека в проект очень важен и ценен и есть экономический эффект от проекта, то, безусловно, гонорары меняются. В последнее время не меняются, так как мы все живем в достаточно сложное время. Но если говорить о теории вопроса, то да, меняются.
- Когда стало известно, что в шоу "Україна має талант!" не будет Оксаны Марченко, в интернете поднялась большая шумиха. Ее "попросили" или, может, она обиделась и ушла? Вы с ней говорили об этом?
Владимир Бородянский: - Оксана не могла обидеться. Это было желание и решение Оксаны. Она решила, что хочет сосредоточиться на "Х-факторе" и не заниматься больше шоу "Україна має талант!". Это решение было не случайным, оно зрело очень долго, мы много об этом разговаривали с Оксаной. И это нормальный процесс.
- Будет ли 7-й сезон шоу "Х-фактор"?
Владимир Бородянский: - Будет. Надеемся, и 8-й будет, и 9-й, и 10-й. У всех проектов есть определенный жизненный цикл. Убираешь проект тогда, когда заканчивается зрительская любовь, рейтинги падают, он становится экономически не эффективным.
О ПЕРЕМАНИВАНИИ УСПЕШНЫХ ПРОГРАММ
"Это значит, что ты не можешь ничего придумать"
- Как вы относитесь к практике перетягивания успешных проектов с канала на канал, что у нас происходит довольно часто? Шустер со своим ток-шоу, "Вечерний квартал", "Караоке на Майдане" кочуют по нашему ТВ...
Сергей Назаров: - "Караоке на Майдане" вошел в тихую гавань СТБ уже лет шесть назад. И больше не кочует.
Владимир Бородянский: - Если канал привлекает к себе много вторичных проектов - такова политика канала. Это плохо, это значит, что ты не можешь ничего придумать. А в бизнесе, который и состоит из того, что ты обязан что-то придумывать, быть вторичным - это то же самое, что сказать: мне не важен успех, мне не важен прорыв, я не готов придумывать сам, я буду воровать, заимствовать, переманивать.
Есть переходы не вторичные. "Караоке на Майдане" - единственный проект за всю историю СТБ, который к нам перешел. Более того, это не был переход проекта, это был приход Игоря Кондратюка. И поскольку Кондратюк пришел в "Україна має талант!" в качестве судьи шоу, а мы считаем, что лица телеканала - это очень важный идентификатор, то мы не хотели, чтобы лицо Кондратюка было и на других каналах. Это не перекочевывание а-ля Савик Шустер. Нам нравился Игорь, и это была очень осознанная политика канала.