На прошлой неделе не стало Михая Волонтира, советского актера и режиссера из Молдавии. Ему был 81 год. Наши зрители прекрасно помнят артиста по роли Будулая в кинокартине "Цыган". Последние годы он сильно болел, почти полностью потерял зрение... Но работать продолжал до последних дней. Оказывается, еще в начале двухтысячных Волонтир написал сценарий, по которому страстно мечтал снять фильм. Даже название придумал - "Скиталец".
Неспетая лебединая песня
Сценарий, как объяснял сам артист, навеян произведениями Иона Луки Караджале. Караджале - румынский драматург. Это философская притча о любви и предательстве, дружбе и подлости, смелости и трусости. Действие перенесено в наше время.
- Мы пробовали пробить этот сценарий и запустить в производство. По тем временам - в начале двухтысячных - требовалось около 600 тысяч долларов, - вспоминает председатель Союза кинематографистов Молдовы Евгений Собор. - Огромные деньги! Куда мы с Михаем только не ходили. И в министерство культуры, и в правительство... Ответ был неизменным: денег у государства нет.
Каждый год Союз кинематографистов Молдовы писал ходатайства в минкульт с просьбой помочь, выделить деньги на съемки фильма Михая Волонтира. Пробовали обращаться и к бизнесменам, но никто не откликнулся.
- Михай очень хотел снять этот фильм, он говорил: "Это моя мечта", - продолжает Евгений Васильевич. - Очень переживал, чуть не плакал...
Сценарий лег в долгий ящик. Но Михай Ермолаевич до последних дней жизни все-таки надеялся, что кто-то откликнется, поможет, что деньги появятся... Он так хотел сыграть свою последнюю главную роль в жизни. Именно по сценарию "Скитальца".
- Этот фильм мог стать моей лебединой песней, - говорил "Комсомолке" сам Волонтир.
Кстати, одну из ролей в фильме Михай планировал отдать Кларе Лучко, в свое время сыгравшей вместе с ним в лентах "Цыган" и "Возвращение Будулая". Можно только догадываться, какое бы вышло кино... Но, увы, в 2005 году Клары Лучко не стало, спустя 10 лет ушел и сам Волонтир.
Впрочем, не исключено, что после смерти артиста интерес к сценарию все-таки появится.
Сюжет картины
Скиталец Ион Пэдурару после многолетнего отсутствия возвращается домой к сыну и жене (ее должна была, по задумке Михая, сыграть Клара Лучко), которые считают его давно погибшим. По дороге он находит собаку, которая становится его верным другом. Во время скитаний он встречается с супружеской парой Александрой и Думитру. Оказывается, двадцать лет назад Думитру убил жениха Александры, чтобы самому жениться на ней. А виновным в убийстве признали Иона Пэдурару - и он отсидел за чужую вину 20 лет. Удастся ли наказать убийцу?
|
ИЗ ДОСЬЕ "КП"
Михай ВОЛОНТИР родился в 1934 году в селе Глинжены, принадлежавшем тогда Румынии, в семье лесника. Окончил педагогическое училище и стал заведующим сельским клубом. В 1957 году, после республиканского смотра самодеятельности, его пригласили в актерскую группу Музыкально-драматического театра имени Александри в Бельцах - в этом городе артист прожил всю жизнь. Начал сниматься в кино в 1967 году, всенародную славу и любовь Волонтиру принес многосерийный фильм "Цыган" (1979). Фильм имел оглушительный успех, и в 1985 году вышло продолжение - "Возвращение Будулая".
Жена Волонтира Ефросинья - актриса, дочь Стелла - дипломат, работает в посольстве Молдовы во Франции.
В последние годы актер страдал от рака и диабета, давшего осложнения на глаза. С конца 1990-х он перенес несколько операций, но зрение к нему так и не вернулось.
ОТРЫВОК ИЗ СЦЕНАРИЯ
"Ночь. Мелкий дождь. Время от времени слышен гром, сверкает молния. У леса несколько усадеб за металлическим забором. Скиталец промок, испуган. Ему суждено было пройти через многие испытания. Он еще больше тронулся умом. Он заходит в освещенный дом. Осматривается. Пусто. Видит на столе несколько ломтей хлеба. В эту минуту порог переступает Александра со стопкой белья в руках. Испугавшись, кричит:
- Ты кто? Чего тебе надо? Якоб, Георге!
- Не бойся. (Показывает на собаку.) Это добрая душа... И голодная.
- Иди своей дорогой, человече... Давай, уходи!
- Сейчас... Не бей меня... Сейчас (не спешит уходить, пристально глядя на нее).
- Чего ты ждешь? Хочешь, чтобы я позвала полицию?
- Нет. Не нужно. Не знаю, куда идти. Заблудился я... Голова гудит. Стоит мне испугаться, как на меня накатывает... пронеси, Господи... (Крестится.)
- Кто ты, бедолага?
- Не знаю. Когда-то давно был лесником... в Орхейских кодрах... Охранял волков от людей... А теперь не знаю, кто я...
Лицо Александры как будто просветлело.
- Садись сюда, на табуретку. Сейчас я тебе принесу поесть... Ты, наверное, хочешь есть?
- Да, да! И он хочет (показывает на собаку).
Александра выходит. Скиталец садится, подзывая к себе собаку. Возвращается хозяйка с полным блюдом еды для непрошеного гостя и другим, для собаки. Гости с аппетитом едят. Александра в тяжелом молчании рассматривает Скитальца:
- Ион тебя зовут, правда?
- Да. Ион Пэдурару меня зовут... Ты меня знаешь? (Музыкальная пауза.) И в эту минуту входит Якоб. Скиталец вперил в него взгляд. Затем вскочил, несколько раз обежал его вокруг, горящими глазами глядя то на Якоба, то на Александру. Якоб прячет глаза, с каждой минутой все больше раздражаясь.
Якоб: Что ты меня сверлишь глазами, паршивец?
Ион пугается, падает на пол. Стонет, бьется. Якоб дрожит: бежать? Остаться?
Александра: Иоане! Слышишь, нене
Иоане! Погляди на этого человека! Погляди внимательно! Он убил Думитру! Он!
Якоб мрачнеет, дрожит:
- Я дурак, какой я дурак, что слушаю двух полоумных... - В ярости хватает стул, швыряет его об пол. С острым обломком бросается к Александре:
- Ты, женщина!..
Ион издает дикий крик, срывает с себя цепь, которой подвязан, бьет! Обломок вылетает из руки Якоба. Ион прыгает ему на спину, валит на пол. Душит цепью:
- Если ты убил Думитру, за что меня били, ответь?! - Тащит Якоба по полу, держась за цепь...
Якоб входит в дом. Обессиленно садится за стол. Хочет налить себе стакан вина, но видно, что руки у него в крови. В страхе вытирает их об одежду.
Александра: Да не вытирай их, Якоб! Рубаха у тебя тоже в крови. Давай-ка я дам тебе чистую. (Помогает ему переодеть рубаху.) Налей и мне немного вина. Хочу выпить... выпить и забыть свою боль. Не можем мы так бесконечно жить, Якобе, не открыв друг другу тайну, что гнетет наши души...
Якоб (наливает в два стакана): Да, Александра. Две состарившиеся души, зазря себя погубившие... - протягивает Александре стакан с вином, целуя ей руку.
Александра: Я никогда не желала тебе зла, Якоб. Говорила уже тебе это. Я терпела тебя. Ждала минуты, когда смогу тебя спросить...
Якоб (берет ее руку в свою): Знаю, знаю. Но оставим все как есть...
Оба пьют свое вино. Александра резко поднимается. Лицо ее становится суровым, холодным:
- За что ты убил Думитру? Скажи!"...