Ровно полвека назад премьера кинодрамы "Тени забытых предков" состоялась в киевском кинотеатре "Украина". Стандартный показ неожиданно перерос в национальное выступление писателя Ивана Дзюбы и поэта Василия Стуса, которое, по сути, спровоцировало волну репрессий против украинской интеллигенции, дав старт 20-летней эпохе цензурных запретов и арестов.
Сам фильм не был запрещен, но к нему отношение советской власти всегда было очень осторожным. Вопреки всему "Тени…" собрали огромный урожай призов на кинофестивалях по всему миру. Советские чиновники с международным мнением, конечно, считались, но постарались максимально уберечь от ненавистного им украинского поэтического кино народ, поскольку были абсолютно уверены: "наши люди такого не поймут".
Команда гениев
- Все понимали, что Параджанов снял гениальную картину, но такого успеха, как за границей, в СССР она все же не имела, - рассуждает киевская актриса Лариса Кадочникова, исполнившая роль Марички (на фото). - Сыграло роль и то, что через какое-то время Сергея посадили и все его картины оказались как бы вне закона.
Однако за полстолетия значимость шедевра Параджанова в киномире не уменьшилась ни на йоту. Киногения уже нет в этом мире 25 лет, но, к счастью, остались его фильмы и воспоминания:
- Едва я вчитался в повесть Коцюбинского, как захотел ставить ее! - пишет Параджанов в своем эссе "Вечное движение". - Я влюбился в это кристально чистое ощущение красоты, гармонии, бесконечности. Ощущение грани, где природа переходит в искусство, а искусство в природу.
Впрочем, кинокритики никогда не воспринимали "Тени…" как экранизацию литературного произведения, а всегда считали этот фильм "особой кинофилософией", рожденной из гениальных манипуляций Параджанова изобразительными средствами кино.
По какой-то божьей воле в этом фильме сошлись, как потом стало ясно, не только великий режиссер, но и другие гении: оператор Юрий Ильенко, художник Сергей Якутович, композитор Мирослав Скорик, актеры Иван Мыколайчук и Лариса Кадочникова… Все они в 1991 году были награждены Государственной премией Украинской ССР. Параджанов, увы, посмертно.
Дуэль на гуцульских пистолях
Фильм снимали в Карпатах целый год. Процесс был полон противоречий, доходящих до абсурда. В какой-то момент Ильенко и Кадочникова ушли из фильма. Дошло до того, что на съемки была выписана другая актриса. Но оператор и актриса вовремя одумались.
Был даже момент, когда Ильенко вызвал Параджанова на дуэль - и они действительно стрелялись на гуцульских пистолях! К счастью, обошлось без крови…
К слову, Параджанов искал актрису на роль Марички долго и упорно, а нашел ее буквально под носом - Кадочникова была женой Юрия Ильенко. Ради съемок в фильме актриса оставила престижную работу в московском театре "Современник" и после не раз говорила, что этот фильм изменил судьбу всех, кто был к нему причастен.
Было дело
Луи Армстронг хотел полететь на Луну с Мыколайчуком
Иван Мыколайчук (на фото) на момент съемок "Теней…" был еще студентом театрального института им. Карпенко-Карого. На тот момент, когда его увидел Параджанов, все актеры на роли были утверждены. В итоге, благодаря случайности на Мыколайчука обрушилась сумасшедшая мировая слава.
Рассказывают, что в начале 1970-х на кинофестивале в Сербии после показа "Теней…" к Мыколайчуку подошел лунный первопроходец, американский астронавт Нейл Армстронг (большой киноман), и заявил: "Иван, с вами я опять готов лететь на Луну!".
Кстати
Французы стояли в очереди на фильм всю ночь
Любопытно, что в мире фильм Параджанова окрестили "Огненные кони". Юрий Ильенко в своей книге "Апостолу Петру" вспоминал, что политический обозреватель газеты "Правда" Мариетта Шагинян в какой-то из статей написала: "Скромные украинские кинематографисты и не подозревают, что на их фильм "Огненные кони" в Париже стоят очереди всю ночь".
- Все чесали репы, что это за кони, почему огненные, - пишет Ильенко. - Из КГБ дали объяснение, что это про наши "Тени…". Если дословно переводить на французский, то название фильма - это несусветная абракадабра. Вот французы и назвали фильм более кассово - "Огненные кони". С той статьи в "Правде" начался шквал славы. Формула известна - признание во Франции обеспечивает заинтересованность на Родине.