Для большинства из нас вымышленный Александром Дюма граф де Ла Фер, красавец и мушкетер, - это Вениамин Смехов в культовом советском фильме. По благородному Атосу сходили с ума миллионы девушек. В жизни Вениамин Смехов похож на своего героя - красив, учтив, загадочен, по-аристократически деликатен. Голос тихий, но в разговоре чувствуется обузданный темперамент. Вениамину Борисовичу никак не дашь его лет!
Как сын Андропова не стал актером
- Сейчас я отдыхаю и одновременно работаю в санатории чешского города Марианские Лазни, - сообщил "КП" Вениамин Борисович. - Пишу сценарии. Все-таки я по первости литератор!
Моя последняя вышедшая книга - "Золотой век Таганки", из нее сделали серию документальных фильмов. Сейчас пишу сценарии по заказу одного телеканала.
Сегодня на очереди у меня военная тема. Герои - Рокоссовский, Ольга Берггольц, Анна Ахматова...
- А как отметите юбилей 10 августа?
- Хотел увильнуть, но не дали. Обсуждаем с местным испанским рестораном проведение моего юбилея здесь, в Чехии, где мы уже лет пять подряд наслаждаемся с женой летним отдыхом. Будет полсотни гостей. Любимая Галя Аксенова (жена. - Ред.) - инициатор празднества. Главное - там есть сцена. Я никому не дам говорить, а буду всем им рассказывать, как я их люблю.
Еще 9 августа мы с Аликой Смеховой (дочь Вениамина Борисовича. - Ред.) здесь, в старинном театре, с гениальным гитаристом Романом Зоркиным исполним наш маленький спектакль "Старомодное признание". Я читаю лирику, Алика поет русские романсы.
- Вы и Высоцкий были столпами театра Любимова. Андропов действительно его патронировал?
- Это легенда. И что Любимов не принял в театр детей Андропова - тоже. На самом деле один наш актер привел школьников на спектакль. Среди них был юный Игорь Андропов, с которым я потом общался (он вообще хороший мужик, стал дипломатом). Юрий Петрович ему, еще школьнику, отсоветовал идти в артисты. Андропов потом об этом узнал и был благодарен Любимову. Вот и все.
"Высоцкий мне помогал"
- Режиссер "Мушкетеров" Георгий Юнгвальд-Хилькевич рассказывал, что Высоцкий завидовал вашему успеху в роли Атоса - пожалел, что сам отказался от этой роли.
- Не знаю, я этого не замечал! Высоцкий даже помогал мне, чтобы я успевал на съемки. Меня же не отпустил сниматься Любимов. И я ездил во Львов по выходным и средам. Помню, ночной рейс, билетов нет. На Таганке идет "Гамлет". И за кулисами я в костюме Клавдия умоляю актеров и помрежа: хоть на десять минут пораньше окончить спектакль! Высоцкий соглашается ради дружбы с Хилом (так друзья называли Юнгвальд-Хилькевича. - Ред.). Антракт ужимается, я вылетаю из театра… Очередь на посадку. Лева Дуров (в фильме он сыграл капитана мушкетеров де Тревиля. - Ред.) уже договорился с пилотами, нас ждут. Но дежурная отказывается нас, безбилетников, пускать. А мы, пока шум да дело, вспорхнули по трапу в салон самолета и спрятались. Дежурная ищет - не может найти. Команда и пассажиры не выдали. Когда взлетели, мы вышли из своих укрытий: Лева - из рубки пилотов, я - из гардероба, где прятался между пальто летчиков.
- Боярский на вас обижался, мол, из-за того что вы прилетали из Москвы на день, вас снимали крупным планом, а других мушкетеров кучей. Поэтому Атос стал более заметным...
- Да, Миша меня упрекал. В фильме лишь несколько сцен, где мушкетеры вместе. А обычно я либо один, либо мой дублер спиной.
"Если ты живой - не признавайся"
- А вообще вам какая роль дороже - Атоса в знаменитом фильме или Воланда в театральной постановке?
- Мне все роли по-своему дороги. Что касается "Мушкетеров"... Хил позвонил мне из Одессы, мол, беру тебя на роль Атоса без проб. А потом перезванивает: "Меня только что предупредили, что с Таганки не только Смехова, но и даже Трофимова не допустят к съемкам. Я буду стоять насмерть, но ты мне помоги. Посветись перед начальством: выступи на вечере в Доме кино!
Выступил. Словом, утвердили и меня, и Трофимова - на роль кардинала Ришелье.
- Сами выполняли трюки - скакали на лошадях?
- Ни один из героев до съемок не умел пользоваться этим видом транспорта. Львовский тренер твердил: мол, лошадь - существо деликатное, если почует на себе пьяного - понесет. Мы в ответ кивали, но обычно все мушкетеры были в седле навеселе. И однажды мой конь Воск понес. Скорость космическая, уже прощался с детишками. Потом конь стал столбом, в цирке этот трюк свечкой называют. Словом, очнулся я на земле после обморока, а надо мной склонился постановщик трюков Вова Балон: "Веня, если ты живой, не признавайся. Мы из дирекции оплату трюковых под твою смерть выбьем".
В итоге трюковые выбили и меня оживили.
|
ВАША ПЕСЕНКА СПЕТА!
Тайна черного пруда
- Вы сами поете песню Атоса "Есть в графском парке черный пруд"?
- Увы! Не сложилось. Хотя я поющий актер. Максим Дунаевский (автор музыки к фильму. - Ред.) меня затащил к себе. Мы почти уже приготовили эту самую сложную арию в фильме. Я был готов ее исполнить, но был не в голосе. Да еще и выпил коньяку по наводке Дунаевского... Мне стало лучше, а песне - хуже. Мне был обещан другой день записи. Но не хватало времени, денег, еще чего-то. Когда состоялась премьера, я понял, что песня звучит не в моем исполнении... И хоть я спел в фильме "Песню о дружбе" ("На волоске судьба твоя..."), но главную арию моего Атоса исполнил музыкант, которого уже нет на свете (Вячеслав Назаров. - Ред.).
После премьеры я звонил каждый день Максиму Дунаевскому и пел в трубку: "Есть в графском парке..." Он умолял меня этого не делать, признавая, мол, ты хорошо поешь, молодец! Но я считал, что он виноват в том, что песню спел не я. Зря Атоса обидели.
Озвучивание - мое любимое занятие. Я много на радио работал. Озвучивал библиотеку русской классики, музыкальные сказки... А с Володей Высоцким мы озвучили мультфильм "Волшебник Изумрудного города", где я изображал волшебницу Бастинду (Высоцкий озвучил Волка - слугу Бастинды. - Ред.).
Дочь Алика этим гордилась. И похвасталась перед своими подружками, что ее папа озвучил Бастинду. В разговоре выяснилось, что голосом Бастинды говорит "не какой-то там папа, а артист Театра на Таганке"! И я вынужден был прийти к ней в школу и доказать всем, что это я. Иначе ей не верили.
В ТЕМУ
"Галя сделала из меня феминиста"
- Вы хорошо выглядите. Занимаетесь гимнастикой, может быть, йогой?
- Я от природы зайоганный! У меня все в порядке. Физическую нагрузку, конечно, себе даю.
- А есть ли какие-то изменения в вашей личной жизни?
- Никаких, и это хорошо! Я каждый день готов предлагать руку и сердце своей жене. И так уже не одно десятилетие! Каждый день, увидев Галю Аксенову, я перед ней коленопреклоненный.
- С чего начался ваш роман?
Галина: - Я уехала из Москвы, от родителей, в Питер, поступила в театральный институт. В 1978/79 году в Питере была страшная зима, холод собачий. Я вообще телевизор редко смотрю. А тут включила, потому что выйти из дома было просто невозможно. И вдруг на экране вижу Веню - в тельняшке. Возникло странное ощущение - уверенность, что с этим человеком у меня в жизни будет связано что-то очень важное. "Мушкетеры" тогда еще не вышли в прокат. Я не знала ни имени, ни фамилии этого человека. А в январе 1979 года, еще будучи студенткой, пришла на практику на Таганку. Увидев Веню, тут же вспомнила свое первое впечатление…
- А бывают ли у вас разногласия?
- Галя любит кофе, а я грейпфруты. А вообще Галя сделала из меня окончательного феминиста. Я понял, что женщины - истинные лидеры, но они не спешат убеждать в этом мужчин. Моя жена не годится в бабушки, потому что у нас всего один сын - это я. Когда Галя берется что-то делать, то делает это здорово. Умеет избыточно угощать. И я стыжу ее всегда за то, что она норовит сделать из меня Гаргантюа.