Загрузить еще

Год запрещенного кино: кто выиграл, а кто проиграл

Год запрещенного кино: кто выиграл, а кто проиграл
Фото: Украинское ТВ фильтрует эфир согласно списка запрещенных российских фильмов и сериалов. Рисунок: Катерина МАРТИНОВИЧ

Год назад в Украине начали запрещать российское кино. Первыми ласточками, улетевшими с наших экранов по требованию Госкино, стали сериал "Белая гвардия" и художественный фильм "Поддубный". Прошел год. Украинские чиновники приговорили к запрету многие российские киноленты. А с 4 июня вступил в силу особый закон, согласно которому весь информпродукт, созданный в РФ после 1 января 2014-го, в Украине показывать нельзя. А это уже сотни фильмов и сериалов.

Что дальше? 

ДЕНЬГИ

Один российский сериал обходился в $800 тысяч

То, что украинский кинорынок просел - ни для кого не секрет. Ходили слухи, что производители сериалов негласно договариваются сократить расходы, в частности, уменьшив гонорары актерам (всему виной доллар, которым зачастую расплачивались с артистами), и искать партнеров в других странах. Ведь если фильм получится слишком дорогим, украинские каналы в сегодняшней ситуации его не купят. 

- Экономическая стоимость украинского сериала начинается от 50 тысяч долларов за серию. Покупаем же мы сериалы за $15-20 тысяч, - говорит Владимир Бородянский, руководитель группы StarLightMedia (ICTV, Новый канал, СТБ). - Экономически оправданная цена сериала - 15 тысяч долларов, если серия два раза выйдет в прайм-тайм (тогда она окупится за счет рекламы. - Ред.). Но чудес не бывает! Мы производим украинский сериал за 50 тысяч, а зарабатываем на нем 15. Разница - минус 35 тысяч! 

В Нацсовете по телевидению и радиовещанию одну серию российского сериала оценивали в $20-25 тысяч. Получается, если взять, например, нашумевший телефильм "Ленинград 46", состоящий из 32 серий, то он обошелся каналу примерно в $800 тыс. Если бы сами снимали что-то подобное, пришлось бы потратить минимум $1,5 млн.

В общей сложности, как посчитали в том же Нацсовете, российские сериалы обходились Украине в $300 млн в год. Соответственно, если бы наши каналы снимали все это сами, то их расходы были бы вдвое больше. А где взять такие деньги?

Выиграли от ситуации, пожалуй, только начинающие украинские актеры, на которых вырос спрос - у них появилось больше работы.

"Физрука" успели показать на украинском ТВ до запрета. Фото: Кадр из фильма

ВРЕМЯ

Украинское кино могут снимать три года

Съемочный процесс - дело непредсказуемое. Чтобы начать снимать кино, нужна идея, сценарий, его утверждение, потом идет подготовительный процесс, подбор актеров, локаций, разрешения на съемки, договоренности о продажах…

Как показывает практика, съемки одного даже небольшого сериала могут длиться очень долго. Например, первые четыре серии второго сезона сериала "Нюхач" (о сыщике, обладающем сверхобонянием) снимались еще в 2013 году, следующие четыре - в 2014-м, а покажут его только осенью на ICTV. 

Или тот же "Останній москаль". Сериал был задуман еще в 2012 году. Пилот был готов в 2013-м, но основной производственный процесс начался только осенью 2014-го.

Детективный сериал "Пес" тоже начали снимать еще в ноябре 2014 года, а премьеру планируют только осенью.

Многосерийную картину об украинской милиции "Владимирская, 15", съемки которой сейчас в самом разгаре, тоже вынашивали задолго до этого.

Бывают, конечно, "съемки с колен", но это исключение. Как, например, 60-серийная "Гречанка": снимать ее начали в сентябре 2014-го, а показали уже в январе 2015-го. Или новая мелодрама "Клан ювелиров": съемки и премьера - в этом году на канале "Украина". 

ПЕРСПЕКТИВЫ

Надежды на копродукцию с другими странами

В стране кризис, и снимать свое в таком объеме, чтобы заменить все российское, сейчас попросту не за что. Плюс ко всему раньше много фильмов снимались в копродукции с Россией и выходили сразу на два рынка, что, естественно, было дешевле. И хотя в запретном законе пункт о копродукции не прописан, рисковать сегодня никто не хочет. А значит, каналам нужно искать партнеров в других странах.

Да и украинским кинопроизводителям стоит обратить внимание на новые рынки сбыта продукта - наши фильмы в РФ теперь тоже не в цене.

Новыми кинопартнерами Украины, по мнению экспертов, наверняка в ближайшее время станут Польша, Болгария и Казахстан.

Кстати, ТВ-права на показ "Нюхача" проданы в Польшу, Финляндию, Венесуэлу, Вьетнам, Македонию, Францию, Эстонию, Литву, Латвию и Болгарию. Телеправа на биографические сериалы "Вангелия" и "Сын отца народов" (эти фильмы сняты на Film.ua) проданы в Македонию. Полные пакеты прав, в том числе дистрибьюторские, на фильмы "Мотыльки", "Ангелы Войны", "Бомбер" и "Охота на Вервольфа" проданы в Италию… 

КОМПЕТЕНТНО

"Это очень затратная отрасль экономики"

Андрей КОВАЛЬ, программный директор "1+1":

- Наши показатели сериального тайм-слота остались на том же уровне, что и до запрета, и даже немного выросли. Например, "Останній москаль" собрал рекордно высокие показатели, которые мы не имели ни на одном российском сериале. Понятно, от некоторых контрактов пришлось отказаться. Российский заменяем своим продуктом, это не всегда сериалы и кино, а публицистика и развлекательные шоу.

Развитие кинопроизводства - это вопрос не одного, не двух и даже не трех лет. Это очень затратная отрасль экономики, требующая больших инвестиций, которые не возвращаются сразу. 

Что касается того, сколько теряют россияне на Украине, то это - несколько сот миллионов долларов ежегодно. Теперь эти деньги можно вложить в свое производство - увеличить количество рабочих мест, отчисления в бюджет, получить продукт в библиотеку и для продажи на другие территории. Так что в этом отношении наша ситуация выглядит тяжелой, но мы можем с надеждой смотреть в будущее.

Стоит вспомнить, например, какие споры велись вокруг вопроса об обязательной адаптации кинопрокатных картин на украинском. Но в результате Украина получила рынок озвучки, и никто и не вспоминает, на каком языке они смотрели кино, если адаптация была сделана хорошо.