Надгробия нет до сих пор
Совсем недавно проходя через участок на Байковом кладбище, где похоронен Богдан Сильвестрович, я заметила, что надгробия на могиле Ступки нет до сих пор. Хотя по традиции ставят его на первую годовщину. Не получилось. Родственники актера говорили о планах поставить памятник ко второй годовщине. Тоже не вышло.
Сегодня - три года, а на могиле портрет, временная табличка и деревянный крест. Наверное, можно и так, но человек-то похоронен выдающийся.
Чтобы выяснить, как же обстоят дела с памятником актеру, "Комсомолка" пообщалась с известным скульптором Михаилом Ревой, который по просьбе семьи после смерти Ступки взялся создать надгробие на его могиле.
- Когда мне предложили стать автором скульптуры, я не колебался, потому что был поклонником таланта Богдана Сильвестровича, - говорит скульптор. - Мы познакомились в 1996 году, сдружились с ним, затем с его семьей, причем настолько, что мне доверили крестить внука - Богдана Ступку-младшего.
- Изначально памятник должен был быть в виде бронзовой руки, держащей театральную маску на мизинце. Но проект изменился?
- Когда Ступка был жив, на его 65-летие я подарил ему небольшую скульптуру в виде театральной маски. Она стояла у него на рабочем столе в кабинете. Отсюда и идея… А потом, когда только начинались все революционные события, люди изменились, эта идея с маской перестала вписываться в контекст новой жизни.
Я долго искал решение, и однажды, после урагана в Одессе, я увидел вырванное с корнями огромное дерево и понял: это то, что может быть! Появились первые эскизы: дерево, растущее корнями вверх, на котором находится этакий вертеп - плоские фигурки, в которых угадываются образы, созданные Богданом Сильвестровичем. Но когда произошли страшные события на Майдане, мне показалось, что все мной придуманное очень просто, какая-то иллюстрация к сказке.
Я попросил Остапа Ступку свозить меня на родину отца в село Куликов (Львовская область). И там, рядом с церковью, в которой актера крестили, я увидел старое дерево, абсолютно аналогичное моему замыслу!
|
"Я ПРЕДУПРЕЖДАЛ СЕМЬЮ - ЭТО БУДЕТ НЕТРИВИАЛЬНО"
У меня в жизни бывали разные мистические вещи, но тут я был ошарашен. И в то же время понял, что сделал все правильно. Теперь этот корень венчает подсвечник в закарпатском стиле с огарками свечей и рядом нательный крест. Единственное, что остается незаконченным, это сам постамент. Он будет из черного полированного мрамора или гранита, в котором отражается мощный корень.
- И впечатление будет создаваться такое, что корень, хоть и вывернутый, все еще остается в земле?
- Абсолютно верно! В дополнение к памятнику будет сложная мозаика черно-белого цвета, своеобразный шлейф, на котором изображен Богдан Сильвестрович в лучших ролях. А в качестве эпиграфа ко всей композиции мы взяли стихи, написанные самим Ступкой:
"Не закохуйся в обличчя,
Не закохуйся в вбрання,
А закохуйся в ту душу,
Що потрібна для життя!
Бо краса - це сон зрадливий,
Раз присниться - та й нема.
А душа - це все на світі,
Що потрібно для життя…"
|
- Семья говорит, что денег не хватает. А если меценаты не найдутся, памятника не будет?
- Ну, если не найдутся, тогда я сам профинансирую, хотя я с самого начала участвую в этом проекте деньгами. Ступка был замечательным человеком, и все это я делаю не корысти ради.
- Вы советовались с родственниками Богдана Сильвестровича?
- Конечно, советовался. Но я сразу предупреждал их, если они хотят что-то тривиальное, то это не ко мне. Поэтому я сделал Ступке такой памятник, чтобы человек, который к нему подходит, переставал замечать все вокруг себя. Его очень трудно передать на фотографии. Тут работает все: масштаб, пластика, фактура. Когда воочию видишь, тогда ощущаешь мощь.
- И все же - когда на могиле великого артиста появится памятник?
- Думаю, что к весне все будет готово. А потом, когда все завершится, хочу прийти к Сильвестровичу на могилку и сказать: "Все, что мог…"