19 декабря
Загрузить еще

Первый брак Борису Хмельницкому предсказал Высоцкий

Первый брак Борису Хмельницкому предсказал Высоцкий
Фото: Фото: Кадр из фильма

Стать артистом помог Вольф Мессинг

- Боря с детства мечтал стать актером, но он заикался, поэтому переживал, что его не возьмут, - рассказывает Луиза Хмельницкая. - В годы войны мы жили в Спасске. Боря рано вставал, ел кашу, которую мама оставляла в духовке. Однажды ночью папа принес домой петуха и посадил его на кухонный шкаф. Боря об этом не знал. Утром петух на него прыгнул, от сильного испуга брат и стал заикаться...

В Спасске наш папа руководил Домом офицеров. Как-то с гастролями туда приехал легендарный Вольф Мессинг. Его выступление нас поразило. После представления мы с родителями зашли за кулисы знакомиться.

На следующее утро Мессинг пришел к нам в гости. Мы с ним гуляли по парку. Мне было шесть, Боре четыре. Помню, Мессинг посмотрел на куст сирени и сказал: "В следующем году, как только начнет расцветать сирень, закончится война. Мы победим!" Было это в мае 1944 года.

Папу потом переводили в Хабаровск, Благовещенск, Житомир, во Львов. И всюду он возглавлял Дома офицеров. А Мессинг, приезжая на гастроли, всегда приходил к нам. С обожанием смотрел на маму. Все понимали, что Мессинг в нее влюблен. Видел это и папа. Но не ревновал, говорил: "Ну это же Мессинг!"

Брат после школы решил поступать во ВГИК - не удалось. На следующий год мы вместе поехали в Москву - он поступал в Щукинское.

Мама сказала: "Зайдите к Вольфу Григорьевичу". Мы нашли его адрес в адресном бюро. "Глазка" на двери не было. Нажали на звонок. И за дверью услышали голос Мессинга: "Лузочка, Боря! Сейчас открою". Обнял, повел в кухню. Обратился к Боре: "Артистом хочешь стать? Станешь. Запомните, Вольф Григорьевич всегда с вами". Он внушил брату уверенность в себе…

Самым сложным для Бори в Щукинском училище был экзамен по технике речи. Мы с ним приходим в училище, а нам говорят: "Вы даты перепутали, экзамен был вчера". Так расстроились! Но тут мимо шел один из профессоров Щуки. Он оказался членом приемной комиссии и на предыдущих экзаменах запомнил Борю. Сказал: "Очень хороший парень Хмельницкий! Поставьте ему пятерку". Чудо! Экзамен по технике речи сдавать не пришлось. Мы побежали на Главпочтамт, набрали телефон Вольфа Григорьевича, а он ответил: "Знаю. Пятерка. Вольф Григорьевич всегда с вами!"

Брат считал, что поступить ему помог сам Мессинг. 

От заикания избавил театр

Со второго курса Щуки Хмельницкого чуть не выгнали за роман с замужней Аллой Демидовой, будущей звездой Таганки. Она была старше Бориса на четыре года. Про пылкий роман узнали все. И комитет комсомола училища вызвал Хмельницкого: мол, либо заканчиваешь отношения с Демидовой, либо выгоним из училища. Но вскоре роман сам собой сошел на нет и перерос в дружбу.

Хмельницкого еще в его студенческие годы заметил Юрий Любимов. Пригласил в свой Театр на Таганке, доверил роли Ноздрева, Воланда, Маяковского.

Благодаря Любимову Хмельницкий излечился от заикания. Однажды на время болезни Высоцкого Бориса срочно ввели в спектакль "Жизнь Галилея". На волне эмоционального подъема Хмельницкий весь текст проговорил без единой запинки. И после этого перестал заикаться.

Марианна Вертинская оставила Хмельницкому дочку. Фото: РИА Новости

Полумистические стихи

Актер уверял, что брак с актрисой Марианной Вертинской ему предсказал Высоцкий. Вот что он рассказывал в интервью "КП":

- Полумистическая история! Мой друг по Театру на Таганке Володя Высоцкий еще в 1975 году написал мне стихотворение - это было за три года до моего брака с Марианной, когда я еще за ней даже не ухаживал. Мы просто вместе учились в Щукинском училище, дружили. Лишь спустя годы я перечитал то Володино стихотворение и понял, что оно было пророческое. Володя предугадал и мой брак с Марианной, и то, что у нее будут дочери, "внученьки" Вертинского:

Сколько вырвано жал,

Сколько порвано жил!

Свет московский язвил, 

но терпел.

Год по году бежал,

Жаль, что тесть не дожил -

Он бы спел:

"Внученьки, внученьки,

Машенькина масть!

Во хороши рученьки

Дай вам Бог попасть!"

Вертинская ему изменяла

- Семейной жизни у них не сложилось, - продолжает сестра артиста. - Наши родители счастливо прожили вместе 50 лет. Боря искренне думал, что женится, и Марианна будет такая же, как наша мама: за мужем куда угодно. А Марианна - очень яркая, роскошная и свободная женщина. Она ни при каком муже - у нее их было много - не менялась. Он женился на ней в 35 лет, Марианна  - его ровесница. Захотел ребенка - она родила. Но думаете, была ему верна? Изменяла до, во время и после. Они разошлись.

При разводе Боря сказал: "Мне ничего не надо, только пусть дочка будет со мной". И Маша согласилась. У нее были съемки, работа, старший ребенок. 

Дочка Даша с двух лет жила с Борей, воспитана нашими родителями. Он обожал дочку. После развода и до конца его дней они с Марианной остались друзьями, родными людьми. С ней Боря прожил полтора года, хотя официально развод оформили через пять лет.

Со второй женой Ириной и того меньше - четыре месяца. Ирина была младше на 20 лет и училась в институте иностранных языков. У них родился сын Алексей.

Но только под конец жизни Боре повезло встретить женщину, которая его приняла таким, какой он есть, - Ларочку. Она буквально растворялась в любви к нему и не старалась его переделать.

В последние его дни, когда он умирал от рака, рядом были Ларочка, Маша Вертинская и я...

ИЗ ДОСЬЕ "КП"

Борис Алексеевич ХМЕЛЬНИЦКИЙ родился 27 июня 1940 года в городе Уссурийске. В 1961 году окончил Львовское музыкальное училище, в 1966-м - Театральное училище имени Щукина. С 1964 года - актер Московского театра драмы и комедии на Таганке. Вместе с Владимиром Высоцким они играли спектакли "Добрый человек из Сезуана", "Антимиры".

С 1966 года Борис Хмельницкий стал сниматься в кино. Мы помним его по фильмам "Стрелы Робин Гуда", "Князь Игорь", "Баллада о доблестном рыцаре Айвенго", "Вечер накануне Ивана Купала" и многим другим. 

Был чемпионом Москвы по бильярду.

Умер 16 февраля 2008 года - в 67 лет. 

ДОСЛОВНО

Последняя любовь актера Лариса ГАЛАКТИОНОВА: Мы никогда не жили под одной крышей

- Мы c Борей познакомились на "Кинотавре" в июне 1995 года, - рассказала "КП" Лариса Галактионова. - У меня в то время был молодой человек. С ним мы и поехали на фестиваль. Я увидела Борю на пляже, подошла: "Борис Алексеевич, не могли бы мне дать автограф?" Он шуткой ответил: "В номере!" Я подумала: ну ничего себе!

Потом он пригласил моего молодого человека на свое 50-летие. Тот взял меня. Боря стоял, встречал гостей, целовал женщин в щечку. И с первым поцелуем я уже знала, что мы будем вместе... Через неделю я прекратила отношения с тем молодым человеком. Вернулись с "Кинотавра" мы уже вместе с Борисом. Ему было 50 лет, а мне 29. Он очень красиво ухаживал. В любви отдавал всего себя без остатка...

Лариса и Борис были вместе 12 лет. Фото: Личный архив

- А когда вы к нему переехали?

- Я к нему не переезжала. (Артист жил в одной квартире с дочкой Дашей. - Ред.) Понимала, что переехать к нему - положить конец нашим отношениям. Мы не создали семьи в привычном понимании. Наша жизнь была как свидание - а это самое замечательное.

С Борей было очень интересно. Он всегда шутил, паясничал - ну как актер. Когда мы были на вечеринках, всегда я его приглашала танцевать. А в последний наш Новый год все сложилось иначе. После боя курантов мы поехали в Дом кино. И он впервые сам пригласил меня на танец. Был таким серьезным. Меня тогда обожгла мысль: это наш последний танец. Боря до последнего не признавался, что у него онкология последней стадии. Говорил, мол, немного спина болит, пройдет.

Его последние съемки в "Тарасе Бульбе" были сложными: он сам без дублеров скакал на коне, играл казачьего атамана. У него были ужасные боли в спине. Но он ни разу не показал, что ему плохо. Не привык ходить к врачам. Когда гром грянул - было уже поздно...

- Вы стали главной любовью Бориса Алексеевича?

- Думаю, главная его любовь - дочь. Поэтому и главная женщина в его жизни - Марианна Вертинская, которая подарила ему Дашу.

Новости по теме: Кино Юбилеи