НОВЫЙ РЕАЛИЗМ
Роман Сенчин "Зона затопления"
АСТ, 2015
В новом романе прозаика, известного нам прежде всего своими "Афинскими ночами" и эпосом "Елтышевы", рассказывается история спешного переселения жителей старинных сибирских деревень в город. На месте их родины - пусть малой и даже маленькой, но родины - будет новое искусственное море и Богучанская ГЭС. Да, все правильно. Об этом 40 лет назад писал Валентин Распутин в "Прощании с Матерой", и Сенчин, рассказывая о новом витке той истории, посвящает свой роман именно Распутину. Мало того, на написание "Зоны затопления" Сенчин получил благословение классика, это было 2 года назад.
"Можно ли писать, поднимать вашу тему, Валентин Григорьевич?" - "Нужно! - приговорил Распутин. - Сюжет не закончен, история Матеры продолжается".
Богучанскую ГЭС начали строить при социализме, в 90-х бросили, заморозили, плотина осталась недостроенной. В 2005-м ее решили достраивать, а значит, снова перекрывать реку, создавать еще одно огромное водохранилище. Сенчин, сибиряк, кстати, по рождению, узнав об этом, был поражен, потому что после стольких лет жарких споров по поводу всех губительных "побочных эффектов" ГЭС (начиная с экологии) решено было наступить на те же грабли - затопленные леса, погубленные деревни, оторванные от родных мест и переселенные люди, с желаниями которых никто не посчитался, их, потомственных крестьян никто не спросил, хотят ли они вместо домов несчастные клетушки по 18 метров. Описанная Распутиным драма повторяется. Люди "зоны" не верят, протестуют, смиряются, бунтуют...
СОВРЕМЕННЫЕ КЛАССИКИ
Харуки Мураками "Бесцветный Цкуру Тадзаки и его годы странствий"
"ЭКСМО", 2015
Наконец-то в магазины завозят долгожданный и абсолютно новый роман мастера японской прозы. Кстати, мировая известность Мураками еще выше, чем популярность среди соотечественников, хотя и в Японии его талант почитают просто невероятно. Его романы, рассказы и эссе переведены на множество языков, они отмечены многочисленными литературными премиями. Муракамимания началась более десяти лет назад, и все его книги стали у нас бестселлерами. Свежий роман выдержан в жанре лирического реализма, к которому автор не возвращался почти 30 лет - с романа "Норвежский лес". На этот раз Мураками затеял откровенный разговор о кризисе среднего возраста и одиночестве. Некоего Цкуру Тадзаки, жителя Токио, мало-помалу накрывает идиотское желание разобраться со своим прошлым. Когда-то у него было четыре друга, в фамилии каждого был иероглиф, обозначающий цвет: красный, синий, белый и черный. И только в фамилии главного героя не было иероглифа, ответственного за цвет. Поэтому Цкуру глубочайше комплексовал, ощущал себя бесцветным и даже пустым, человеком без индивидуальности. И вот в один миг друзья перестали с ним общаться, заявив: "Больше ни видеть, ни слышать тебя не желаем". С тех пор прошло 16 лет, и герой, так и не поняв причин предательства, разрушил свою жизнь и пришел к мысли о смерти… Кроме невероятного сюжета, вас ждет открытие законов Вселенной, переплетение миров и перерождение героев. Как у Мураками получается наворотить столько премудростей? Не спрашивайте - лучше читайте.
РОМАН
Фредерик Бегбедер "Уна&Сэлинджер"
"Азбука-Аттикус", 2015.
Жанр своей новой книги Бегбедер (не надо же напоминать, кто это, если вы читали "Любовь живет три года" и "99 франков"?) со своим врожденным стремлением эпатировать определяет как faction, что следует расценивать как гибрид английских слов "fact" ("факт") и "fiction" ("вымысел"). В этой книге, пишет Бегбедер, "все точно соответствует действительности: персонажи реальны, места существуют, факты подлинны, а даты можно проверить по биографиям и учебникам истории". За все остальное Бегбедер просит прощения у потомков своих героев - включая, конечно, и Чарли Чаплина.
При чем тут великий актер? А при том, что Уна О`Нил, дочь американского писателя Юджина О`Нила, в юные 17 лет стала женой немолодого и знаменитого Чаплина, а до этого у нее был роман с Сэлинджером. Вы только представьте, сколько кощунственных тайн хранили все эти люди! И Бегбедер, которому пришлось додумывать некоторые детали, которые он не в силах был раздобыть, страшно сокрушается по этому поводу - мол, дико сожалеет, что не держал свечку возле кровати. Кстати, здесь много его личных откровений, вполне сногсшибательных. Итак, канва книги: 1940 год, Нью-Йорк. 21-летний начинающий писатель Джерри Сэлинджер познакомился с 15-летней Уной О’Нил, дочерью известного драматурга. Идиллия продлилась недолго, через несколько месяцев японцы напали на Перл-Харбор, и Соединенные Штаты вступили во Вторую мировую. Сэлинджер отправился воевать в Европу, а Уна решила попытать счастья на кинопробах к фильму Чарли Чаплина. Она получила главную роль в жизни великого комика, став его женой. Сэлинджер честно воевал, потом пробивался сквозь журнальные публикации в большую литературу и наконец создал свою главную вещь - "Над пропастью во ржи". Но Бегбедера интересуют не столько факты, сколько та волшебная встреча героев, которая обернулась разлукой на всю жизнь и все же стала тем, что эту жизнь определяет.