22 декабря
Загрузить еще

Владимир Бортко: "Мастера и Маргариту" урезали! Считайте, что этот фильм я не снимал!

Владимир Бортко:
Фото: Фото: Russian Look

Та самая сцена исчезла из сериала потому, что демонстрировался он в дневное время и, следовательно, подпадал под требования Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". Видимо, юристы ВГТРК усмотрели в этой сцене признаки "информации, представляемой в виде изображения или описания жестокости, физического и(или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия". То есть того, что показывать на телеэкране допустимо лишь в промежуток с 23 часов до 4 часов. И решили на всякий случай подстраховаться.

По решению телеканала ВГТРК дети не должны видеть, как трамвай отрезал голову почтеннейшему литератору Михаилу Берлиозу. Фото: Кадр из фильма

"Комсомолка" поговорила с самим режиссером, который, как выяснилось, возмущен не меньше телеаудитории:

- Об этом эпизоде с Берлиозом все знают, потому что, слава богу, фильм посмотрели почти все, - говорит Владимир Бортко. - Я нахожу в той истории, с одной стороны, глупость, с другой стороны - подлость. Глупо объяснять "редактирование" сериала тем, что это сцена насилия, которую нельзя показывать детям. Так, значит, и "Колобок" нельзя показывать? Его же лиса съела! Это же сцена насилия! Выходит, что вообще вся детская литература - это кошмар: "Идет бычок качается... вот-вот доска кончается, сейчас он упадет!.." Или "Оторвали зайке лапу..." - просто ужас какой-то! Но тем не менее дети смотрят, и с психикой у них все в порядке. Поэтому вырезать Берлиоза - это чистая глупость. Замечательно сказал по этому поводу исполнитель роли Берлиоза Александр Адабашьян. Когда он служил в армии, ему старшина говорил: "Устав пишется для умных людей". Понимаете? Считайте, что этот фильм я не снимал. Вы смотрели не мое произведение, там моя фамилия стоит по ошибке. Самое смешное, что, как выяснилось, среднее начальство не знает об этом, а высокое этим не занимается. Но высокое знает, что у нас в договоре с ними есть специальный пункт, что монтаж мой никто не может трогать.

- Так это уже подсудное дело...

- Я туда и собираюсь. Если бы я в Америке жил бы и такая штука бы произошла, то мне бы хватило отсуженных денег за нарушение авторских прав и для внуков тоже. Я все-таки достаточно известный режиссер, не Спилберг, конечно, но тоже не последний... У нас этого не будет, но позора они не оберутся. Потому что дело выигрывается сразу, в первой инстанции, без всяких разговоров. Но подавать ли в суд? Пока для меня вопрос: это же мои друзья, я с ними 15 лет работаю, я с ними сделал этот фильм...

- Даже авторы закона о запрете насилия на телевидении вас поддержали...

- Слава богу, меня в авторах этого закона нет. Вообще я против того, чтобы запрещать что-либо. У нас есть два очень хороших закона. Один называется Конституция, где черным по белому написано, что цензуры в России нет. Второй называется Уголовный кодекс. Если я что-то нарушаю - подавайте на меня в суд. Все остальное - от лукавого.

Мнение украинского режиссера 

 

Мирослав СЛАБОШПИЦКИЙ, режиссер фильма "Племя": Современное кино очень сильно ущемлено в вопросах секса и насилия!

- Я априори против любой цензуры и запретов. Но, как говорится, "Пьешь с ворами - опасайся за свой кошелек!" Так и здесь: работаешь для ТВ - будь готов к тому, что многосерийный фильм могут сократить и "порезать"! Что, собственно, и произошло с телепродуктом авторства Владимира Бортко. С учетом того, что в каждой стране существуют законы, регламентирующие показ тех или иных сцен в конкретное эфирное время, не вижу причин удивляться произошедшему. Расскажу на собственном примере: мой фильм "Племя" в конце апреля транслировали на телеканале "1+1" в ночное время (после 00.00) - он подпадает под возрастную категорию "16+" из-за наличия сцен насилия (в картине 5-6 убийств. - Ред.) и сцен сексуального характера. Я не протестовал - так требует норма закона! Но грань цензуры  очень тонкая. Отмечу еще одну тенденцию: кино очень сильно ущемлено в вопросах секса и насилия. Режиссеры сознательно избегают шокирующих сцен - любое возрастное ограничение для них равно потере миллионных аудиторий. Сейчас все самые кассовые фильмы - это картины для семейного просмотра. Многое из того, что было разрешено на экране для подростков в 70-е и 80-е годы, сейчас и представить невозможно!

Новости по теме: Кино скандал