4 ноября
Загрузить еще

Анатолий Соловьяненко-младший: "Моя мама гордится мной так же, как и отцом"

Анатолий Соловьяненко-младший:
Фото: Анатолий Соловьяненко во время премьеры оперы «Запорожец за Дунаем». Фото: пресс-служба Национальной оперы и из личного архива А. Соловьяненко.

В свое время выдающийся оперный тенор Анатолий Борисович Соловьяненко, будучи Народным артистом СССР и лауреатом Ленинской премии, считал Национальную оперу  своим главным театром в жизни. Его сын Анатолий Соловьяненко – младший стал главным режиссером-постановщиком этого театра и трудится на этом поприще уже много лет.  Придя в театр в 20-летнем возрасте на стажировку он так в нем и остался, пройдя путь от стажера до главного режиссера.  

- Анатолий Анатолиевич, в вашем нынешнем возрасте, т.е. в 35, ваш отец  получил лишь звание заслуженного артиста Украины, вы же стали народным артистом Украины в 28. В этом вы опередили отца?

-  Не забывайте, что отец пришел в театр в 31 год, а я в 20 лет. Белла Руденко, например, в 27 была уже народной артисткой СССР, Стефан Турчак еще до 30 лет стал главным дирижером Национальной оперы Украины, а Игорь Безгин в 27 лет был генеральным директором Театра им. Франко. Поэтому возрастные параллели не совсем уместны. А к своим 28 годам мой репертуарный лист (список поставленных опер и концертов, государственных мероприятий – прим. авт.) был на девяти листах. Поверьте, это очень не мало.

Отец и сын: Анатолий Соловьяненко с младшим сыном, названным в его честь. Фото: пресс-служба Национальной оперы и из личного архива А. Соловьяненко. 

- А в каком возрасте вам стала интересна оперная музыка?

- Отец никогда не навязывал ни мне, ни брату какую-то профессию, он хотел лишь, чтобы мы оба стали профессионалами в том деле, которое любим. И я в этом смысле счастливый человек, потому что то, что я занимаюсь не работой, а любимым делом, это часть моей жизни. Я живу интересно и получаю удовольствие от того, что у меня все получается. Я сам в 13 лет попросил, чтобы родители нашли преподавателя по игре на фортепиано. На каком-то этапе я очень заинтересовался оперной музыкой:  слушал записи, ходил в театр.  Моим педагогом стала дочь Анатолия Кочерги (известный оперный бас) – Ирина. Она занималась со мной три года, но потом  уехала в Канаду, а я начал заниматься вокалом с Виктором Николаевичем Куриным. Он, вместе с супругой Тамарой Григорьевной, которая была концертмейстером в его классе, посвятили мне  почти 7 лет активных занятий.

- Но сейчас вы не поете?

- Нет, но я рад, что этот этап в моей жизни был – это мне много дало для того, чем я сейчас занимаюсь. Я понимаю, что происходит у певца внутри, когда он поет, поэтому мне легко контактировать с вокалистами. Я занимался вокалом пять лет. До поступления в консерваторию, а когда меня не приняли все равно продолжал заниматься. А потом, когда отца не стало, мама не работала, бабушка была очень старенькая, я  вынужден был пойти работать и оставил пение. К тому времени я заканчивал юрфак и учился в институте культуры. А в консерваторию я все же поступил на кафедру режиссуры музыкального театра.

- Какую оперу вы поставили  став режиссером Национальной оперы ?

- Когда у меня в театре появилась возможность выбирать, для меня приоритетным был украинский национальный репертуар. Я поставил оперу "Моисей" Мирослава Скорика, "Ярослав Мудрый" Георгия Майбороды, "Наталку Полтавку" Николая Лысенко и "Запорожца за Дунаем" Гулака-Артемовского. Кроме этого, еще итальянские оперы: "Норма" Беллини, за которую я удостоен Шевченковской премии, "Дон Карлос" Дж. Верди. С оперой "Дон Карлос" мы гастролировали в прошлом году на европейском фестивале "Оперные дни на Сааремаа". И, впервые за все годы независимости Украины, мы на одном из престижнейших театральных фестивалей показали "Наталку Полтавку". 

- А о каких спектаклях в будущем вы мечтаете, как режиссер?

- Если говорить о планах, то у меня есть идея вечера одноактных комических опер – в первом отделении "Служанка-госпожа" Перголези, а во втором - "Джанни Скикки" Пуччини, хотя это еще не обсуждалось на коллегии главных специалистов театра и, не знаю, будет ли поддержано коллегами. Мне кажется, трагедий и драм предостаточно в нашей современной повседневной жизни, и, придя в театр, зритель хочет увидеть, что-то веселое, жизнерадостное и жизнеутверждающее. Поэтому, мне кажется, что эта идея имеет право на жизнь. Кроме того, к 150-летию театра, которое мы будем отмечать через два года, я мечтаю  поставить  "Тараса Бульбу" (опера Николая Лысенко).   

Легендарный украинский тенор Анатолий Соловьяненко с сыновьями Андреем и Анатолием. Фото: пресс-служба Национальной оперы и из личного архива А. Соловьяненко. 

-  По случаюсегодняшней даты вы можете вспомнить какой-то из детских дней рождения? 

- Самым грустным, наверное,  был мой день рождения в 1986 году.  Мне тогда исполнилось шесть лет. Я мирно копался в песочнице, ведь еще никто не знал, что 26 апреля взорвался реактор на  Чернобыльской АЭС. Но отцу об этом кто-то по секрету сказал, и меня буквально из этой песочницы отвезли на самолет, направлявшийся в Донецк. Там у родственников я пробыл целый месяц, а потом меня отправили туда еще на пол. 

- Когда Анатолий Борисович Соловьяненко пел на сцене, ваша мама обязательно сидела в партере, не пропускала ни одного спектакля. Такая у ваших родителей была традиция. На ваши спектакли она ходит?

- Конечно ходит и гордится мной так же, как и отцом.