И это не домысел, это момент пространной речи министра культуры России Владимира Медынского о том, как он пресек выход вредного для умов "наследников великой уникальной российской цивилизации" произведения искусства в лице фильма "Номер 44".
Именно с подачи Минкульта РФ компания "Централ партнершип" сняли с проката за день до старта фильм от продюсера Ридли Скотта. Скандал с картиной "Комсомолке" прокомментировал генеральный директор компания "Централ Партнершип" Павел Степанов:
- Права на фильм "Номер 44" были приобретены "Централ Партнершип" в 2011 году в рамках пакетной сделки по покупке фильмов у кинокомпании Summit. Мы вносили ряд изменений как на уровне сценария, так и на уровне продакшена и дубляжа. Тем не менее, результат этой работы нас не удовлетворил. В этой ситуации окончательное решение о выходе фильм в российский прокат мы решили принять после общественного обсуждения фильма. Мы удовлетворены тем, что наши позиции с Министерством культуры совпали.
Г-н Медынский же в свою очередь возмущается, почему "кино никого не задело в процессе всей предпрокатной технологической цепочки – перевод, озвучка, пресс-показ, рекламная кампания". А значит повинной речи директора кинокомпании "Централ Партнершип" он не поверил. Ну и ладно. Прокатчиков понят можно, они просто хотели показать коммерчески выгодный качественный триллер с громкими именами. Беда их была лишь в том, что в картине отражен период сталинского режима в России, а прокат возьми и совпади с приближением круглой даты - 70-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне.
Речь же в картине идет вовсе не о войне, а о серийном маньяке. Фильм снят по мотивам произведения английского писателя Тома Роба Смита, написанного в 2008 году. По сюжету сотрудник МГБ Лев Демидов в 1953 году по собственной инициативе расследует серию убийств детей в стране, где такого рода преступления якобы не существуют. Чтобы остановить Демидова, его понижают в должности, но он готов стать даже "врагом народа", но найти убийцу 44-х пацанят. Говорят, что писатель списал своего серийного маньяка с образа Андрея Чикатило, который в период с 1978 по 1990 год угробил более 50 человек, однако для яркости сюжета перенес действие на двадцать с небольшим лет назад. И после этого вопрос: причем здесь День Победы? А здесь главное, посмотреть на все глазами опытного чиновника. Итак, триллер про маньяка во канун краха сталинского режима. Но глава Минкульта РФ видит в картине сплошную крамолу.
- В фильме есть все, что положено, - сообщает Владимир Медынский в своем заявлении. – Сталин устроил "голодомор" специально для Украины и убивает по 25 тысяч человек в день; голодающие дети, как вспоминают герои, поедают своих ослабевших одноклассников.
Факт, к слову, совсем недалекий от истины, и почему-то именно он фигурирует номером один в числе долго перечисляемых нонсенсов, которые покоробили г-на Медынского в фильм "Номер 44". А дальше в заявлении что-то про солдат, которые ну никак не могли быть на войне мародерами, а аериканцы утверждают, что могли, про "запуганных советских женщин", которые в сталинские времена "отдавались советским же офицерам из страха, что за отказ их тут же отправят в ГУЛАГ", - а ведь история темных сталинских времен знавала и не такое. Но в кино об этом нельзя.
Но я вот о чем. Вся эта история с запретом фильма в соседней стране может быть и не получила у нас серьезной огласки, если бы и Украину под шумок, как говориться, "не зацепило кузовом КАМАЗа". Отменив прокат в России, кинокомпания "Централ Партнершип" на правах правообладателя отменила и прокат в Украине, в ответ на что компания Multi Media Distribution, которая занималась картиной в нашей стране, сделать ничего не могла.
- До вчерашнего вечера мы были уверены, что ситуация, которая произошла в России, не повлияет на выход картины в украинский прокат, - сообщается на официальной странице Multi Media Distribution в Фейсбуке. - Однако компания "Централ Партнершип", владеющей правами на показ фильма в странах СНГ, отозвал лицензию на прокат триллера "Номер 44" в Украине. Причин нам не объясняют, но в этой ситуации мы, компания "Multi Media Distribution", вынуждены снять с проката фильм. Нам очень жаль, что поклонники Ридли Скотта, Тома Харди, Гэри Олдмена, Нуми Рапас не смогут увидеть фильм в украинских кинотеатрах. Сможем ли мы показать фильм после мировой премьеры, сейчас сказать вам не можем. Это вопрос открытый, поэтому следите за нашими новостями. Мы ждали выхода этого фильма не меньше вас...".
И уже в качестве комментария на вопрос "Почему русские владеют правом на прокат в Украине? Почему наши дистрибьюторы не закупают права сами?" представители Multi Media Distribution добавили от себя:
- Независимые мировые студии кинопроизводства не продают сейчас права на кино непосредственно Украине, а строят коммуникацию с нами через российские компании, поскольку это экономически выгодная модель для студии. Поэтому в этой ситуации мы вынуждены покупать права через посредников. Но мы работаем над тем, чтобы стать на украинском рынке кинодистрибуции непосредственным представителем студий.