Поджидая Смирнитского в холле гостиницы, мы в первую секунду едва узнали артиста. Он появился перед нами загорелый, бодрый, в бейсболке, солнечных очках и ярких пляжных шортах, на первый взгляд практически не отличимый в толпе курортников. Но эта «крымская мимикрия» все же не спасла Валентина Георгиевича от просьб окружающих дать автограф и сфотографироваться на память...
«Все Портосы говорят моим голосом»
- Валентин Георгиевич, есть ли у вас в Крыму любимое место?
- Их много. Я ведь на полуострове провел кучу времени на съемках. Потому что я все-таки продукт советского времени (смеется). Много снимаюсь и сейчас, а тогда здесь просто Мекка была кинематографическая! Меня с Крымом связывает немало, люблю Форос, и вообще тут уйма прекрасных мест, что говорить.
- После роли Портоса вы уже не докажете, что вы не романтик. Каким видите следующее поколение: будет ли оно начисто лишено романтизма?
- Не знаю, у меня, как и у всякого человека в возрасте, сложное отношение к подрастающему поколению. Хотя мне и очень многое в нем импонирует. Как ни странно, нравится их прагматизм, то, что они циники, такие себе «компьютерные дети». Хотя, наверное, они что-то пропускают, меньше читают, у них меняется круг интересов, они стараются быстрее жить. И этот темп задан всей теперешней реальностью. Зато рано начинают оценивать все «за» и «против», быстро находят себя, свою позицию.
- Скажите, чего не прощает зритель?
- А как ощущается отдача?
- Ну, тут сложнее. Популярность - штука вообще странная. Любовь кинозрителя стереотипна. Если в театре они тебя все-таки видят вживую, воспринимают как актера и одновременно личность, то из кино человек часто выносит тот образ, который ему понравился. И они немножко путают эти два понятия, складывается отношение… как к персонажам.
Я немного грубый приведу пример. Юрия Владимировича Никулина - замечательного, умного, тончайшего человека, с которым я, к счастью, был знаком и много общался, - кинозрители отождествляли с тем милым образом простака, чуть ли не подзаборного алкаша, который он создал в кино. И он частенько по этому поводу шутил.
- Такое слияние с персонажем помогает в чем-то актеру?
- Не знаю. Я к этому за многие годы адаптировался. Вот Портоса мне припоминают уже в течение 30 лет. Причем я таких героев - толстых и характерных - больше не играл никогда и нигде: ни в театре, ни в кино. А то, что он запомнился - ну и слава Богу!
- И зрители не изменили вашему Портосу ни с каким другим, хотя версий мушкетеров сняли немало!
«Сериалы - это гроб с музыкой»
- На какую роль вы бы никогда не согласились?
- В начале перестроечного времени, когда фильмы снимали все кому не лень, мне несколько раз предлагали роли отрицательных персонажей с ненормативной лексикой и всякими голыми девками. И это выглядело на грани дозволенного. На такое можно согласиться лишь ради интересной творческой идеи, что случается крайне редко. Тогда подобное культивировалось, если вы помните: бандиты, проститутки… Всем казалось, что только это и станут смотреть, рынок завалили дешевой западной кинопродукцией, всякими кунг-фу, примитивными боевиками. Я отказывался, хотя время было тяжелое. И так же в похожем случае поступил бы и теперь.
- Часто сегодня приходится отказываться?
- Да, поскольку предлагают некачественный материал. Глядя на молодых артистов, которые идут в подобные проекты, я понимаю, что для них это гроб с музыкой. Они же там депрофессионализируются, если можно так выразиться. А самое страшное - думают, что так и надо.
Я-то сам прошел большую школу театра и кино. Когда попал в это дело, и мне очень не понравилось, было уже не столь важно, я со своей профессией справился. Потому что у меня имеется опыт, багаж. А они влетают туда со студенческой скамьи и становятся просто бросовым материалом. А их использует эта машина. Использует и выбрасывает!
- Что же делать?
- Нужно стремиться в какой-нибудь приличный театральный коллектив и там нарабатывать актерский опыт, чему-то учиться. Желательно, чтобы появился хороший педагог. Но сейчас таких, к сожалению, мало. Прежде театральный считался очень престижным вузом. Туда всегда был гигантский конкурс. Например, когда я поступал в 1961 году, на место претендовали не менее тысячи человек! А сегодня аншлаг в коммерческие вузы, в юристы, коммерсанты, бухгалтеры… В театральные нынче идут в основном девочки. Дефицит парней колоссальный. Как когда-то в пединститутах.
|
- По каким критериям вы оцениваете фильм?
- В основном у меня на первом месте эмоциональное впечатление. Свои ленты смотреть не могу вообще! Потому что начинаю замечать, что надо было сделать лучше, а исправить уже не в состоянии. Просто какая-то комедия ошибок. Да и в чужих картинах наблюдаю всю кухню процесса - такой глаз профессиональный даже мешает. Переключиться, абстрагироваться трудновато. Хотя, когда смотрю, например, картины Кустурицы, отстраняюсь. Больше всего нравится его «Жизнь как чудо». Потрясающая вещь, тысячу раз готов прокручивать. Кустурица совершенно фантастично мыслит!
ИЗ ЛИЧНОГО ДЕЛА
Заслуженный артист России Валентин Смирнитский родился в Москве. В 1965 году окончил Театральное училище им. Б. Щукина. Работал у Анатолия Эфроса в «Ленкоме» и в Театре на Малой Бронной.
В кино дебютировал в 1965 году в фильме «Последний месяц осени». Известность пришла к актеру во второй половине 1960-х годов, когда он сыграл в комедии «Семь стариков и одна девушка».
За 35 лет снялся почти в пятидесяти картинах, в том числе «Щит и меч» (1968), «Однажды двадцать лет спустя» (1980), «Отцы и деды» (1982), «Прохиндиада, или Бег на месте» (1984), «Визит к Минотавру» (1987), «Мушкетеры двадцать лет спустя» (1992) и др. Самая известная его работа в кино - роль Портоса в фильме «Д’Артаньян и три мушкетера» (1978).
КСТАТИ
«Скоро докатимся до передачи «Секс со звездами»
- Как вам нынешние телепроекты: «Звезды на льду», «Звезды в цирке», «Король ринга»? Вы бы согласились поучаствовать в аналогичном шоу?