Жженов сидел. Вообще-то Сталин любил кино и артистов предпочитал не дергать - но Жженов годами недотянул до неприкасаемости. Успел только мелькнуть в "Чапаеве" ординарцем Фурманова - докладывал, как "ребята Жихарева на деревне барахолят". И дежурным по станции в картине "Комсомольск". Там его и прибрали. Потом еще раз.
Вернулся в середине 50-х. В кадре был хмур, на движения скуп, держался замкнуто, на вопросы отвечать не торопился: наспрашивались уже. Их в советском кино двое таких было, оттудашних, - он да Петр Вельяминов. Ветераны сибирских руд.
Артист - редко когда перевоплощение. Артист - это зашифрованная в глазах, повадке, манере двигаться биография, и Жженов у ровесников выигрывал, потому что за ним было много всякого. Потому главной, титульной его ролью был Тульев в "Ошибке резидента". Человек, попавший под каток исторического процесса, переживший гору несправедливостей и выкинутый на той стороне, возвращенец, горемыка, покаянный блудный сын. Вины своей перед первой и второй эмиграцией отчизна признавать не любила, исповедями да откровенностями с экрана не сыпала, выпавшие на их век беды следовало сыграть: сутулостью, хватом сигареты, прищуром вдаль. И артисту, и герою было по сто лет задолго до календарного юбилея.
Он раньше срока стал стариком и хорошо себя в этом качестве чувствовал: уверенно, с полувзгляда распечатывая собеседника и представляя, на что тот годится. Гиперэмоциональность была ему чужда. На месте он был у Митты в "Экипаже" и у Карасика в "Человеке, которого я люблю" в роли отца: и в наставники не лез, и разгуляться не давал. И вот что странно: он же
1915 года, ровесник Андреева, Кадочникова и Алейникова. Те состоялись в сталинские годы и потому кажутся аксакалами, доисторическими ящерами. Жженов же рядом жил, героев играл немолодых, но крепких, и по всем параметрам ему б выходило сейчас лет восемьдесят. А ему полный век - хоть и посмертный. Век чести, век славы, век доблести и геройства.
Отчество у него хорошее было - Степаныч. А то - Жженов да Жженов. Как на перекличке.
|
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Родился Георгий Степанович ЖЖЕНОВ еще в Петрограде в 1915-м, обучился сложному искусству акробата, стал цирковым артистом. Там его и заметили киношники, позвав на роль в фильм "Ошибка героя". В 1938-м его арестовали по обвинению в шпионаже - кто-то из съемочной группы фильма "Комсомольск" донес, что в поезде Жженов познакомился с американским дипломатом. Дали пять лет и отправили на Колыму. Освободился Жженов перед самым концом войны в марте 1945-го. Но гулял на свободе недолго. В 1949 году его арестовали снова и сослали в Норильлаг. Правда, там актера решили "использовать по специальности", и Георгий Жженов работал в Норильском Заполярном театре драмы.
Реабилитировали Жженова только в 1955 году. Георгий Степанович успел сняться в сотне фильмов. Самые известные: "Берегись автомобиля", "Экипаж" и тетралогия о шпионе Михаиле Тульеве ("Ошибка резидента", "Судьба резидента", "Возвращение резидента", "Конец операции "Резидент").
Умер он 8 декабря 2005 года от рака легких, прожив 90 лет.