Политический и экономический кризисы заметно повлияли и на тенденции fashion-индустрии. Причем не только в нашей стране. Тему трансформации моды обсудили на круглом столе в редакции "КП" эксперты отрасли.
ВЛИЯНИЕ КРИЗИСА
В Киеве стартовала 36-я Украинская неделя моды. Многие удивляются: неужели в такое время есть желание думать еще и о "внешней оболочке"? Оказывается, есть. Причем интерес к главному модному событию страны не меньше, чем раньше: за восемь дней покажут 45 коллекций, планируют принять около 200 тысяч гостей… В общем, пациент явно жив. А вот о том, как он выживает и мутирует в современных условиях, знают эксперты моды.
|
- Насколько чутко мировая мода реагирует на политический и экономический кризисы?
Лиана Билякович (далее - Л.Б.): - Этот кризис можно назвать комплексным, поскольку начался он как великая рецессия 2009 года. Если говорить об Украине, то экономический кризис у нас перерос в политический, в общекультурный, общенациональный. А поскольку мода является зеркалом своей эпохи, она не может не реагировать на кризис. Наш Майдан дал всему миру огромный стимул для обновления в моде. Я думаю, что не только для украинских дизайнеров эти трагические события послужили, как это ни парадоксально, огромным стимулом для развития, но и для всей мировой моды в целом. За последнее время я насчитала украинские мотивы в 24 коллекциях западных модельеров. Украина сегодня всем интересна.
Анастасия Иванова (А.И.): - В чем нынешний кризис помог нашим дизайнерам? В том, что украинская мода стала популярной, а наши производители более востребованы. Раньше многие мультибрендовые магазины, такие как, например, Helen Marlen, даже не смотрели в сторону украинских дизайнеров и работали только с мировыми марками. С этого сезона многие отечественные бренды зашли в эти магазины, и на нас есть спрос: люксовые бренды стали очень дорого стоить. Да, мы тоже закупаем ткани в Европе и несем большие затраты, но все же наше производство находится в Украине, и это удешевляет процесс создания одежды. Мы сейчас можем предложить очень хорошую конкурентную цену. И люди, привыкшие одеваться качественно, но финансово не готовые сегодня позволить себе люксовую одежду, начали обращать внимание на работы украинских дизайнеров.
- Так все-таки, у покупателей изменилась психология либо просто стало меньше денег?
А.И.: - И то и другое. В том, что люди спрашивают в бутиках изделия made in Ukraine, несомненно присутствует патриотический настрой.
Л.Б.: - Хочу сказать, что многие социальные институты в мире занялись исследованием ментальности украинцев. На Украину в мире настоящий бум. Но хочу дать совет украинским дизайнерам - не прячьте свои вещи за маркой, написанной на английском языке. Бренд, хотя бы внутри страны, должен быть выписан украинскими буквами, чтобы это было узнаваемо, чтобы каждый человек мог его отыскать.
|
О ТРЕНДАХ
Играем в детство и в бедность!
- Нам все-таки нужно поговорить о трендах: что модно в новом сезоне?
И.С.: - Я, наверное, единственный стилист, который не называет трендов, потому что тренд - это как пшик: он появился и исчез, а женщина осталась. Шанель говорила: "Мода приходит и уходит, а стиль остается". Конечно, я понимаю, что модно, а что не модно, но если я вижу, что женщине трендовая вещь этого сезона не идет, я никогда ей не буду этого втюхивать.
Л.Б.: - Лекция на этом тему заняла бы 4 часа. Я просто хочу сказать, что сейчас мода отражает прежде всего ноу-хау в технологиях. Без новых технологий мода развиваться не может априори. Йоджи Ямамото говорит, что суть в том, чтобы моду в своих коллекциях приблизить к тем технологиям, которых она прежде никогда не использовала. Это и будет новым дыханием моды.
- А можете привести примеры таких технологий?
Л.Б.: - Сегодня мода вовсю имеет дело с нанотехнологиями. Волокна могут быть в диаметре одна миллионная доля миллиметра. Эти волокна под микроскопом могут наполняться перламутром, и мы имеем блеск жидкого стекла, которого до этого никогда не было. Сегодня мы имеем умные ткани, управляемый текстиль, мы может синтезировать слюну паука, водоросли, бамбук. Можем делать напыление кристаллами Сваровски, например…
- А существуют ли тренды, появившиеся на волне кризиса?
Л.Б.: - Прежде всего тренд "игра в детство". Он имеет много разветвлений, в первую очередь - это детская одежда на взрослых женщинах, это детские пропорции, присутствие в образе инфантильности, в цветах - наличие карамельной гаммы, принты, которые нам напоминают что-то такое зефирно-конфетное, игрушечное. Вы заметили, что многие мужчины очень любят в последнее время сорочки с мультяшными принтами? У Фрейда есть теория, что в каждом из нас живет ребенок, и если этому ребенку плохо, а в кризис всем плохо, если мы не знаем, как жить с нынешними ценами, мы подсознательно хотим вернуться в безоблачное детство и почувствовать себя ребенком. Вот вам и тренд.
Второе модное веяние - это "игра в бедность". Понятно, что эти вещи брендовые, они стоят дорого, тем не менее мы можем иметь сегодня "пэчворк" очень во многих трактовках - мы можем иметь линялые, вытертые новые ткани, полученные по новейшим технологиям, но которые выглядят так, будто их кто-то носил.
И еще один тренд хочу обозначить: это "связь с искусством" как следствие тяготения человека к прекрасному. И, конечно же, этника!
|
ЦЕНА, ШОПИНГ, ВКУС
"Проблема многих наших женщин в неосознанности того, что они носят"
- Можете объяснить нашим читательницам, многие из которых в связи со взлетом цен лишились возможности ходить на шопинг, как им жить дальше? Во что одеваться?
И.С.: - Гигантские компании масс-маркета приучили нас к быстротечности: вы не успеваете устать от одного платья - вам дают уже второе. Проблема многих наших женщин в неосознанности того, ЧТО они на себя надевают, КАК надевают, ЗАЧЕМ надевают. Это приводит к тому, что у вас полный шкаф вещей, но при этом "надеть нечего". Если профессионально перебрать ваш шкаф, уверен в том, что там найдутся вещи, которые можно тюнинговать, привести в порядок, поменять пуговицы, обрезать баску и т.д. И если с умом внести в гардероб две-три новые базовые вещи, все изменится. Поэтому я бы рекомендовал не психовать, не выбрасывать и перестать читать доморощенных блогеров. Изучите профессиональные модные журналы, углубитесь в азы цветотерапии. Ведь если женщина захотела красное платье, то это сигнал, что женщине не хватает секса! Тут уже нужно разбираться в себе.
Л.Б.: - Историк моды Александр Васильев, объездив мир, сказал: самые немодные женщины живут в Париже, поскольку им абсолютно все равно, что сейчас декларируют тренды и советуют журналы мод. Они родились с этим, у них это в крови, и они считают, что они сами - это уже тренд. И собственно их самовыражение - это и есть мода.
И.С.: - И это приносит плоды, потому что там женщина больше женщина, чем у нас. Наши же дамы, хоть и самые красивые, но не слышат себя. Нужно внимательнее к себе относиться. И если ты прикладываешь к себе вещь зеленого цвета и твоя первая реакция: "Мне не идет" - нужно тут же отдать эту вещь продавцу, а не слушать 18 подружек, которые, в принципе, тебя не очень-то любят.
А.И.: - А зеленый - модный в этом сезоне! Нет, Ильяс правильно говорит: важно понимать, что женщина дальше будет с этим нарядом делать - или похоронит его в шкафу, или один раз в нем выйдет в люди бледная и несчастная, или все же подумает и купит то платье, которое действительно ей подойдет - и будет счастлива и получит миллион комплиментов.
И.С.: - А вы знаете, у нас есть такая проблема, именно циркуляции вот этого. Бывает, заходишь в крупные магазины в Киеве, а там рай для Надежды Бабкиной: стразы, люстры, петушиные цвета, то есть глаукома вам на оба глаза обеспечена. Но ведь кто-то это в магазины привозит! Пусть они съездят в северную Европу - там же какой крутой дизайн! Ну привезите хоть чуть-чуть! Я и еще 20 моих друзей купят. Нет, заваливают магазины каким-то Бангладешем. А даже если взять Дольче и Габбана, то в украинских бутиках предлагают купить нам буквально бешеные их вещи. Но ведь мы все знаем, что у Дольче и Габбана на самом деле в коллекциях есть спокойные и красивые модели, но они почему-то в Украину не попадают. Это замкнутый круг.
Л.Б.: - Круг действительно замкнутый. С одной стороны, нам привозят вещи, которые у нас по чьему-то представлению на пике популярности, но это ужасные цвета, страшный крой, я уже не говорю про россыпи страз. А с другой стороны, наш бедный потребитель, обойдя магазины, делает для себя заключение, что, наверное, это и есть очень модно, раз мне в магазинах это предлагают. И человек покупает, и выглядит ужасно.
|
О КАЧЕСТВЕ
"Для украинцев это ментальная черта"
- Правда ли, что сейчас дизайнеры могут выжить, только если будут расширять рынки, продавать вещи за границу? Чем вообще мы можем быть интересны иностранцам?
Ксения Господинова (К.Г.): - Украинские бренды делают все качественно, в этом наш большой плюс. Кроме того, заграница видит в наших дизайнерах большую перспективу.
Л.Б.: - Возраст украинской индустрии моды на сегодняшний день составляет всего лишь 20 лет. Это очень мало. Если мы сравниваем себя с Францией, возраст индустрии моды там составляет 370 лет. Украина перенимает опыт с большой скоростью. И поскольку потенциал у нас огромен, наши дизайнеры демонстрируют сейчас потрясающую динамику. Вопреки всему.
И.С.: - Что касается качества, если взять юбку Max Mara из первой линии, она может быть неидеально сшита. Сколько раз я держал в руках платья от "Шанель" и как технолог видел, что это сшито не идеально. При этом вещь продолжает стоить сумасшедших денег!
В Европе подход к моде немного другой, более потребительский. А мы моду не просто потребляем, мы в нее еще вникаем. У них мода проходит моментально, со скоростью интернета. У нас же, если украинский дизайнер делает коллекцию, то это событие, потому что у нас это молодая индустрия и не каждый способен сделать моду. Там же индустрия гигантская, многое вообще пролетает незамеченным.
К.Г.: - А украинский потребитель, из моего опыта, в первую очередь обращает внимание на строчку. Я замечала, что когда человек имеет дело с "Шанель", он смотрит на бирку и начинает отсчитывать деньги. А посмотрев на вещь украинского дизайнера, начинает придираться ко всему - к строчкам, к составу, к пуговкам и, естественно, к цене.
И.С.: - Это эффект обесценивания своего, потому что нет героев в своем Отечестве.
Л.Б.: - Сейчас мы говорим о качестве, и могу сказать, что не все известные бренды им могут похвастаться. В Сети появился фильм, снятый по результатам исследований продукта модного масс-маркета на экологичность и безопасность. Исследования проводили английский институт моды и немецкие лаборатории качества, там речь шла о том, что западный масс-маркет производится в странах с низким уровнем жизни, и вещи, сделанные там, могут вызывать у людей аллергические реакции, головную боль и даже бронхиальную астму. К сожалению, это о-очень известные и далеко недешевые бренды. Фильм, кстати, очень быстро был изъят из Сети.
Для украинцев же трепетное отношение к качеству и к добротности - это основная ментальная черта. Вот почему наши дизайнеры уделяют этому должное внимание. Думаю, весь мир скоро поймет это и оценит.
- С качеством все понятно, но как все же наши дизайнеры умудряются держать цены?
К.Г.: - Как раз с повышением курса я попробовала частично - 50 на 50 - перейти на производство моделей из украинских тканей. Покупала небольшими отрезами и на себе экспериментировала: отшивала, испытывала в носке. Если понимала, что все о'кей, начинала шить для клиентов.
А.И.: - Мы тоже начали мониторить украинский рынок - и нашлись производители, о которых я даже не подозревала. Оказалось, что у нас в Западной Украине производится хороший кашемир, с этого сезона мы начали его закупать. Но пришлось хорошо поискать, поскольку у наших фабрик нет ни сайтов, никакого отдела маркетинга.
А В ЭТО ВРЕМЯ
Во Франции запретят худых моделей
|
Причина - их образы создают искаженные идеалы женской красоты, побуждающие девушек к опасным для здоровья диетам.
Вслед за Испанией, Италией, Бразилией и Израилем изменить стандарты, которым должны соответствовать девушки, выходящие на подиум или снимающиеся в рекламе, решили и во Франции. В стране высокой моды готовят законопроект об охране здоровья, который запретит брать на работу слишком худых моделей.
- Модели должны хорошо питаться и следить за своим здоровьем, - считает министр здравоохранения Франции Марисоль Турен. - Это очень важно, так как для молодых женщин они являются примером.
Согласно законопроекту, индекс массы тела (рассчитывается делением веса (в кг) на квадрат роста в метрах. - Авт.) должен быть не ниже 18. К примеру, при росте 1,80 м вес девушки должен быть не меньше 58 кг. Модели должны подтвердить свой вес справкой от врача. В противном случае работодатель будет оштрафован на 75 тысяч евро либо и вовсе получит наказание до полугода тюрьмы.
Также модельные агентства и модные дома должны будут отказаться от пропаганды худобы на фото, видео, в интервью моделей. Их обязуют отслеживать подлинность фотографий и не допускать "похудения" девушек с помощью фотошопа.
По данным французского минздрава, только в этой стране анорексией страдают более 30 тысяч девушек. И в большинстве случаев до такого состояния их довели именно тенденции современного мира моды, пропагандирующие очень тонкие тела.