Ироничный Остап Бендер из "Золотого теленка", человечный воспитатель Викниксор из "Республики ШКИД", растерянный Груздев из фильма "Место встречи изменить нельзя" - его героев помнят и любят миллионы зрителей. Накануне дня рождения мы дозвонились до артиста и поздравили его с юбилеем.
- Сергей Юрьевич, с наступающим вас! Как отпразднуете?
- Спасибо. Никаких мероприятий не планирую - очень устал.
- Не любите юбилеи?
- Я не люблю юбилей в этом году. Он мне не нравится. Когда-то я играл спектакль в БДТ под названием "Беспокойная старость". Это и было предуведомлением к тому, что происходит сейчас. Старость моя беспокойна! Сейчас у меня есть новая программа "Петербург" - читаю Гоголя, Достоевского, Маяковского, Мандельштама. Играю в поставленном мною спектакле "Полеты с ангелом" по пьесе Зиновия Сагалова.
- В этом спектакле играет и ваша супруга, актриса Наталья Тенякова...
- Я шутил: "Потому ли, что мы муж и жена, мы быстро понимаем друг друга на репетициях. Или потому, что мы быстро понимаем друг друга на репетициях, мы стали мужем и женой".
- Ваша дочь Дарья Юрская тоже актриса. Достойно продолжает династию?
- Она, несомненно, профессионал высокого класса. Я с ней играл в спектакле "Провокация". Даша много играет - она артистка Московского художественного театра.
- А ваш отец, знаменитый режиссер, не был против того, чтобы вы стали актером?
- Нет. Родители просто волновались, смогу ли я, достоин ли. Вот какое было мерило в те времена.
- Говорят, роль Остапа Бендера стоила вам немалых сил и здоровья.
- Да. Сцену, когда Остапа обирают на румынской границе, снимали зимой на совершенно пустом аэродроме в Тушине. Было жутко холодно, снег. Многочисленные дубли на морозе мне дорого обошлись - тяжелым воспалением легких. Зато картина получилась замечательной. Жизнь это подтвердила. Такой хороший фильм получился, потому что снимался он с точки зрения бедных людей, которые не ощущали своей бедности. Нынешних поклонников романа интересует, как человек из ничего сделал миллион. А нам было интересно, как человек решил сделать миллион, не имея ничего!
К съемкам "Золотого теленка" я достиг достаточной известности, и мне платили высшую ставку - 40 рублей за съемочный день. Этих съемочных дней у меня было сто. И я получил за роль Бендера 4000 рублей. Об автомобиле и мечтать было нечего. Параллельно я был ведущим артистом выдающегося театра. А машину купить себе не мог...
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
За последние 50 лет Сергей Юрский выступил на сцене примерно 7500 раз.
Количество фильмов, в которых снимался, - 74.
Количество телеспектаклей - около 200.
|
ШТРИХИ К БИОГРАФИИ
Покорил будущую жену сыром, посыпанным кофе
Первой женой Сергея Юрского стала его партнерша по театральной сцене Зинаида Шарко. Артисты поженились в 1961 году, их брак продержался семь лет. Со второй женой, Натальей Теняковой, Сергей Юрьевич счастливо живет с 1970 года по сей день. Юрский до сих пор с удовольствием вспоминает:
- Наташу Тенякову впервые увидел в спектакле "Трехгрошовая опера". Не обратить на нее внимание было нельзя. Она пела: "Пиратский корабль - сорок пушек по борту - унесет меня вдаль". У нее очень специфическая дикция, "корабль" она произносила как "коравль". Я не запомнил фамилию молодой исполнительницы, но когда мы обсуждали, какая она хорошая артистка, то называли ее просто "Коравль".
Наталья Тенякова признавалась, что после первой совместно проведенной ночи Сергей Юрьевич поразил ее окончательно и бесповоротно - одним жестом, точнее, принесенным в постель завтраком. Состоял он из кофе и бутербродов с сыром, посыпанным тем же кофе. "Он еще и готовить умеет!" - порадовалась она тогда. Но сыр, посыпанный кофе, так и остался вершиной кулинарного творчества артиста Юрского.
ЛИЧНЫЙ ВЗГЛЯД
Рыцарь взвинченного образа
|
В галерее эмблемных героев "Ленфильма" его Викниксор из "Республики ШКИД" запечатлен с повязкой на лбу - так он больше походит на Дон Кихота. Для того же, наверное, и бородка, которую реальный педагог Сорока-Росинский не носил, ибо был тонкогуб и ограничивался усами.
Для того же на главную роль был утвержден Юрский - студия упорно лоббировала более вальяжного Андрея Попова, именно в тот год ставшего народным артистом СССР. Но Полока отстоял Юрского - со всем его шлейфом прежних и будущих ролей изгнанных стоиков и упорствующих одиночек. Юрский был Чацким в легендарной постановке БДТ, Эзопом в "Лисе и винограде", Мольером в "Кабале святош". Остапом, вытесненным на обочину бурлящей республики со своим никчемным миллионом и тонкостью великих комбинаций. Груздевым, которому бы действительно не мешало вовремя с женщинами разбираться и пистолеты где попало не раскидывать.
Начав с Чацкого, именно оскорбленное чувство Юрский сделает тайным двигателем своего актерского темперамента. Какая-то уязвленная преддуэльная горячка станет управлять поступками и желчными нотациями его дерганых героев - великого самоеда Ивана Сергеевича Груздева, Тартальи в "Короле-олене" ("Раз Тарталья - так значит, каналья?") или даже Остапа в "Золотом теленке", раненного в самое сердце мелкотравчатостью кунаков, бескорыстием сограждан и безыскусным грабежом румынских пограничников. "Придется переквалифицироваться в управдомы" в его устах звучало именно как "Карету мне, карету!".
По экранным перевоплощениям Юрского нетрудно, кажется, восстановить, как вел себя в последнюю ночь Пушкин. Как смирял в себе натянутый бендеровский сарказм и как в корчах отчаяния по-груздевски топал ногой, грыз кулаки и дергал за лацкан ближайшего из ближних.
Горе попранного достоинства - вот что Юрский играл десятилетиями. И если в молодости читался в его противлении злу молодеческий азарт, если гусар Никита в "Крепостной актрисе" размахивал бутафорской сабелькой, аки разбушевавшийся лев, а Викниксор, вздев бородку, обещал аж до Дзержинского дойти - с годами кураж сник, а ворчба возобладала. В "Полутора комнатах" в роли отца Бродского он уже чаще прячется за газетой, как все слишком бывалые отцы слишком самонадеянных отроков.
Но эмоция осталась. В мемуарах народного артиста Юрского добрая треть отведена гневу благородного сердца по поводу советского вторжения в Чехословакию - хотя, казалось бы, какое место в биографии народного артиста может занимать та давняя интервенция?
Как видим, большое.
В отчаянные годы восставшего духа и траченой материи Викниксор наяривал на пианино вакхический гимн "Клянусь я сердцем и мечом". Возвращал идеалы сердца, меча и служения фатально опростившейся стране. Как сыгранный им же Пастернак в сериале "Фурцева". Как Циолковский в "Королёве". Как Пушкин в телеспектакле "Смерть Вазир-Мухтара".
Сыскать ли более завидную миссию для интеллигента в России?