Сам Высоцкий называл авторскую песню театром искренности. Стихи и песни нередко посвящал своим современникам, которых любил и которыми восхищался, с кем дружил. Мы решили посмотреть, кто оказался в числе этих счастливцев.
Женам
|
Яркие события в жизни Высоцкий «шифровал» в поэзии. Влюбившись в третьекурсницу Школы-студии МХАТ Изольду Жукову, первокурсник Владимир написал:
О нашей встрече что и говорить!
Я ждал ее, как ждут стихийных бедствий,
Но мы с тобою сразу стали жить,
Не опасаясь пагубных последствий.
Их брак оказался скоротечным. И после развода с Изольдой Владимир женился на Людмиле Абрамовой, родившей ему двоих сыновей. Сыну Аркадию написал стихотворение «Оловянные солдатики»:
Будут и стихи, и математика,
Почести, долги, неравный бой.
Нынче ж оловянные солдатики
Здесь, на старой карте, стали в строй.
Любовных посвящений второй жене бард не оставил. Но эта строчка, как утверждают родные, про нее: «У тебя глаза как нож…»
В его стихах есть упоминания про их разрыв - когда жена Людмила собрала вещи, взяла детей и ушла.
В тот период он писал:
Дела...
Меня замучили дела каждый день, каждый день.
Дотла
Сгорели песни и стихи - дребедень, дребедень.
Весь год
Жила-была и вдруг взяла, собрала и ушла,
И вот -
Такие грустные дела у меня.
Критики считают, что и эти строки из стихотворения «Баллада о гипсе» связаны с переживаниями по поводу разрыва с женой:
Нет острых ощущений - все старье, гнилье и хлам,
Того гляди, с тоски сыграю в ящик.
Балкон бы, что ли, сверху, иль автобус - пополам,
Вот это дело, это подходяще!
Мимоходом упоминает о размолвках с женой в другом стихотворении:
Подумаешь - с женой не очень ладно.
Подумаешь - неважно с головой.
Подумаешь - ограбили в парадном.
Скажи еще спасибо, что живой.
Лужиной и скалолазке
|
Раньше многие думали, что известная песня «Она была в Париже» посвящена Марине Влади, но тогда Владимир еще не был с ней знаком. Песня появилась после знакомства с актрисой Ларисой Лужиной, снимавшейся с ним в фильме «Вертикаль».
Актер ухаживал за Лужиной, но известная актриса, побывавшая на заграничных фестивалях и избалованная мужским вниманием, отвергла поклонника. И он прямо в горах на съемках написал ей песню:
Но что ей до меня,
Она была в Париже,
Ей сам Марсель Марсо
Чегой-то говорил.
Впрочем, на съемках «Вертикали» его увлекла и девушка-инструктор, скалолазка, которая тренировала актера. Именно ей - спортсменке Марии Готовцевой - актер написал знаменитую песню «Скалолазка»: «Ох, какая же ты близкая и ласковая, альпинистка моя, скалолазка моя!»
Возлюбленным
|
Был период, когда Высоцкий встречался с двумя женщинами: Татьяной Иваненко и Мариной Влади. Тогда у него родилась песня про Нагаевскую бухту. Там есть слова «я оставил много дам» - имелись в виду Марина и Татьяна.
Друг Владимира Игорь Кохановский рассказывал, что знаменитую песенку о двух красивых автомобилях:
Что ж съезжаться - пустые мечты?
Или это есть кровная месть городам?..
Покатились колеса, мосты.
И сердца... или что у них есть еще там...
- Высоцкий написал любимой Тане Иваненко, с которой так и не «съехался», выбрав Влади.
Любовь к Марине стала толчком для появления наиболее красивых лиричных стихов Высоцкого «Дом хрустальный на горе для нее», «Здесь лапы у елей дрожат на ветру...»
Капитанам
|
Высоцкого манила романтика. Во время круиза на теплоходе «Грузия» он подружился с капитаном Анатолием Гарагули. И посвятил ему песню: «Человек за бортом».
Был шторм.
Канаты рвали кожу с рук,
И якорная цепь визжала чертом.
Пел ветер песню дьявола, и вдруг
Раздался голос: «Человек за бортом!
Другому капитану - Александру Назаренко с теплохода «Шота Руставели» - написал песню «Лошадей двадцать тысяч в машины зажаты...».
Назаренко рассказывал о Высоцком: «В 1968 году снимался фильм «Служили два товарища», где Высоцкий играл поручика Брусенцова. Для съемки эвакуации режиссер арендовал небольшой пароход в Одессе. Я накрыл стол с коньяком, мы подружились. А потом как-то Володины друзья с большим трудом «выбили» ему концерт в Одессе. А он у меня был в день выступления. Ну и перепил немного... В зале собрались полторы тысячи человек. Они часа два ждали, а Володя не приехал. Меня потом вся Одесса год ненавидела».
«Телефонистке-мадонне»
Вполне реальной московской телефонистке Людмиле Орловой Высоцкий адресовал строчки: «Девушка, здравствуйте, как вас звать, Тома?» Орлова на протяжении многих лет соединяла Москву и Париж и старалась поддержать и удержать любовь Владимира и Влади. Когда разъединенные странами и системами муж и жена ссорились по телефону, она отключала связь или вклинивалась в разговор: «Будете ссориться, больше никогда ко мне не обращайтесь, я вас соединять не буду». На двадцатилетие ее свадьбы влюбленные подарили своей «мадонне» огромного плюшевого медведя и букет тюльпанов.
Летчице Марине Попович
|
Недавно в редакцию «КП» позвонила бывшая сотрудница «Москонцерта» и рассказала, что дружила с Высоцким. Он восхищался летчицей-испытательницей Мариной Попович и, как говорили, писал ей любовные стихи. Мы позвонили летчице.
- Да, Володя восхищался, что я - летчица-испытательница! - сказала «КП» Марина Попович. - Во время нашей встречи в гостях у Утесова Владимир вел себя очень скромно, не балагурил, а меня спросил: «И что же вы испытываете?» Я ответила: «Почти что нужду». Тогда я была вынуждена пересесть с истребителя на обычные самолеты и очень переживала. Высоцкий, чтоб меня утешить, читал стихи. Он узнал, что я очень люблю ромашки.
А на суше - ромашка и клевер,
А на суше - поля залило,
Но и птицы летят на Север,
Если им надоест тепло.
Владимир посвящал мне еще что-то, но я уже сейчас не вспомню. У нас были дружеские отношения. Все остальное - вымысел.
Спортсменам
Не обладаю грацией мустанга,
Скован я, в движеньях не скор.
Штанга, перегруженная штанга -
Вечный мой соперник и партнер.
Эти строчки из знаменитой песни посвящены Василию Алексееву, тяжелоатлету, установившему 79 мировых рекордов.
Песня Высоцкого «Профессионалы» написана под впечатлением от матча СССР - Канада на чемпионате мира-67 по хоккею. У заокеанских бойцов выделялся Карл Бревер, но наш Вячеслав Старшинов превзошел его в игре. Высоцкий написал о матче:
Недавно заклеен был в две полосы.
Сперва распластан, а после - пластырь.
А ихний пастор - ох, как ревел!
А ихний тренер сказал, что Бревер
Жалеет очень и окривел.
Друзьям
Песню «Мой друг уехал в Магадан» Высоцкий посвятил другу Игорю Кохановскому.
Михаилу Шемякину - одну из лучших своих песен «Купола» («Купола в России кроют чистым золотом, чтобы чаще Господь замечал»). Своему учителю Булату Окуджаве - «Песню о Правде и Лжи» («Разницы нет между правдой и ложью, если, конечно, и ту, и другую раздеть»).
Анна ВЕЛИГЖАНИНА
|