Большую часть жизни маэстро прожил в Киеве. Работал в Ансамбле песни и пляски военного округа, а создав в 1955 году Государственный ансамбль народного танца УССР, больше 20 лет – до самой смерти - возглавлял его. Получил звание народного артиста СССР и стал лауреатом государственных премий. Тем не менее первыми постановками Павел Вирский прославился именно в родной Одессе, будучи балетмейстером в оперном театре.
Доводил до слез балерин
Его называют законодателем народной хореографии. Он, по сути, создал школу украинского народного танца, на которой выросло уже несколько поколений танцоров. А его знаменитые композиции "Гопак", "Запорожцы", "Мы из Украины" до сих пор украшают концертные программы.
|
Попасть в ансамбль Вирского всегда считалось для молодых артистов большой удачей. А в советские годы его коллектив единственный от Украины выезжал за границу. Хореографу с восторгом рукоплескали принц Монако Альберт, Стравинский и Дали, а Мао Дзэдун, побывав на концерте, пригласил танцоров на четыре месяца в Китай.
- Когда мне было 16 лет, наш коллектив "Черное море" выступал на Всесоюзном конкурсе, - вспоминает председатель Одесской областной организации Национального хореографического союза Украины Ефим Коган. – Мы трепетали, узнав, что жюри возглавляет сам Вирский. Как сейчас помню – усатый солидный мужчина в костюме и при галстуке. Внешне Пал Палыч был безупречен, а о его строгости ходили легенды. Говорят, он до слез доводил балерин, вышкаливал каждое движение до миллиметра! При этом был справедливым и не скупился на похвалу.
Многие, не выдерживая нагрузки, уходили из коллектива. Те же, кто продолжал работать у Вирского, его боготворили. Руководитель переживал о судьбе каждого танцора: выбивал премии, путевки и квартиры. При этом сам мог жить в отеле и сочинять номера на полу в коридоре.
|
Вышел из дворян
Известно, что его предки были дворянами: дед работал в банке, а бабушка воспитывалась в Институте благородных девиц. Отец-инженер хотел, чтоб сын стал математиком. Отдал Пашу в Ришельевскую гимназию, но точные науки ему не давались, зато по музыке мальчик приносил сплошные "пятерки". В тяжелые времена Павел, чтобы помочь родителям, вкалывал на стройке, собирал на море соль и сушил канаты. А еще за гроши подрабатывал в оперном театре сторожем и статистом.
С перерывами он прожил в Южной Пальмире до 30 лет. А на одесской улочке Новосельского до сих пор сохранился старинный двухэтажный дом, в котором Вирский вырос.
- Сюда семья переехала, когда Паше исполнился годик, - добавил Ефим Коган. – Там до самой смерти жила его мать, а Пал Палыч приезжал, чтобы повидать ее.
К весне на доме, признанном памятником архитектуры местного значения, установят мемориальную доску в честь знаменитого хореографа. На ней будет высечен портрет маэстро в профиль и надпись "Тот, кто творил душой".
|
КСТАТИ
"Папа пел мне колыбельные и читал сказки Пушкина"
У Вирского было две жены, и обе – танцовщицы. Первая супруга Ольга Максимова работала вместе с Пал Палычем в Краснознаменном ансамбле песни и пляски. В этом браке родилась дочь Ольга. Она, как и родители, выбрала культурную стезю и преподавала в Высшем музыкальном училище имени Глиера.
- У папы были старший брат и племянник, поэтому он всегда мечтал о дочери и души во мне не чаял, - вспоминала Ольга. - Перед сном пел колыбельные и читал сказки Андерсена и Пушкина. Он был замечательным рассказчиком – ему с блеском удавались роли что доброго волшебника, что разбойника.
Вирский всего себя отдавал творчеству, а быт его мало занимал. Так что семья жила скромно. У Павла Павловича не было ни машины, ни дачи, а когда спешил на работу, мог запросто тормознуть грузовик. На таком "такси" частенько и дочку в школу подвозил.
Вторая жена - Валерия – исполняла сольные партии в ансамбле танца у мужа. Позже была главным балетмейстером столичного танцевального коллектива "Дружба", а в зрелости преподавала в Киевском Национальном университете культуры и искусства.