Психолог проекта "Голос. Дети" ("1+1") Марина Гуменюк рассказала, как справляется с эмоциями юных участников и их родителей, а также дала советы о том, как подбодрить и поддержать своего ребенка в любой ситуации.
- Как бы вы объяснили тот факт, что дети чаще всего выбирают для своего репертуара взрослые песни?
- Когда ребенок поет о взрослых переживаниях, он не может передать все те эмоции, которые может передать взрослый человек. И, к сожалению, дети все чаще исполняют такие песни. Так проще показать вокальные данные. Да и сами они хотят казаться более взрослыми.
- Кто из ребят удивил вас больше всего?
- Много детей проявили себя неординарно. И многим взрослым стоило бы у них поучиться! Меня удивили дети, которые были в прошлом сезоне. Они очень повзрослели. Они уже понимают, что проигрыш - не смертелен, наоборот - это дает толчок заниматься больше. А вот дети, которые еще не выступали, проявляли разные реакции. Например, пытались манипулировать, дескать, если я не пройду, жизнь не задастся. Некоторые, наоборот, были готовы уступить свое место подружке или другу.
- Многие ждали возвращения на сцену Ромчика Сасанчина. Как он изменился, на ваш взгляд?
- Он очень одаренный ребенок. Ромчик сейчас учится в музыкальной академии, сам живет во Львове, родители приезжают к нему раз в две недели. Он понял, что победа сама по себе прохождения дальше не дает, что результат дает работа над собой. Сейчас Ромчик много гастролирует и уверенно говорит, что будет музыкантом независимо от того, пройдет он дальше или нет.
- Какие самые неожиданные реакции родителей и детей вы видели на "Голосе. Дети"?
- Все дети подходят ко мне и спрашивают, как им победить. И ни один ребенок мне не задал вопрос, что будет призом в проекте. То есть для них главное – пройти дальше. А родители, естественно, реагируют по-разному. Некоторые винят шоу в том, что все не справедливо, мол, их ребенок лучше других. Но в основном реагируют адекватно.
- Как сделать так, чтобы у ребенка не падала самооценка после того, когда ему говорят "нет"?
- В течение жизни дети часто сталкиваются с разными оценочными ситуациями. Оценки в школе, экзамены, соревнования, первое выступление… Это тоже сопровождается стрессом. Дети адаптируются к новым ситуациям намного быстрее. Важно, чтобы переживания выходили наружу, обсуждались. Самооценка будет низкой в том случае, если у ребенка воспитывать беспомощность. И чем ниже самооценка, тем сильнее будет удар по ней. Поэтому помогайте своим детям. Не получилось в первый – ничего страшного. Подсказывайте, как нужно. Но не делайте за ребенка, как это часто бывает, то, что он должен сделать сам.
- Что делать родителям, если они видят, что ребенок переживает из-за каких-то проблем?
- Поддерживать. Давайте ребенку возможность выговорится. Дети всю информацию принимают буквально. Поэтому общайтесь, рассказывайте о своем опыте, что у вас тоже не все сразу получалось, и что это нормально.