4 ноября
Загрузить еще

Мышкины слезки

Мышкины слезки
Фото: Тема разлученных близнецов требует такой бездны логических допусков, что за нее берется только индийское кино, собирая на превратностях судьбы Зиты и Гиты кассу и народную любовь. Фото: кадр из фильма

"Зита и Гита"

  • Индия, 1972, в СССР - 1976. 
  • Режиссер: Рамеш Сиппи. В ролях: Хема Малини, Дхармендра, Санджив Кумар, Манорама. 

Приютив состоятельную роженицу, бездетная пара умыкает у нее под шумок одного из двух новорожденных младенцев. На разных полюсах социума растут скромница Зита и срамница Гита: одна шьет и краснеет, другая жжет и поет в стиле "ай-нанэ". Зиту после смерти родителей угнетает мегера-тетка со своим похотливым братцем - но провидение меняет сестер местами, и тут уж наступает очередь злой родни искать пятый угол. "Хулиганка", - говорил в таких случаях трудящийся Востока товарищ Саахов.

Искусственное разлучение близнецов без ведома лежащей в ауте мамаши требует такой бездны логических допусков, что европейская традиция предпочитает не связываться и эксплуатировать мотив феноменального сходства - тоже не слишком правдоподобный, зато единственный. На том стоят "Принц и нищий", "Джентльмены удачи", "Великий диктатор" и "Мистер Питкин в тылу врага". Индии, сроду не гонявшейся за реализмом, всегда было на допуски плевать. Как, впрочем, и провинциальной части СССР, не выросшей в восприятии мифов дальше сказки "Солдат и царица" и хавающей Болливуд в лошадиных дозах (самыми популярными актерами у нас в те времена были Митхун Чакроборти, Амитабх Баччан, Рекха, Говинда и Сергей Жигунов).

"Зита с Гитой" особенно потрясли воображение угнетенной селянки. Помыкание кроткой снохой поставлено в наших семействах на поток: она и на постирке, она и на приборке, она и на готовке, и пока не родит очередную бабушкину радость, рот не открой и в глаза не взгляни. Да еще свекор всякую минуту норовит под юбку влезть и разную вину перед мужем выдумать, чтоб потом вожжами учить. Так что тирания больших домов безответной провинциалочке в полушалочке хорошо известна - как и мечта навалять вздорным домомучительницам и их ненаглядным стрекозлам. Лицемерная вера, что пчелку-работницу из милости держат, также имеет широкое хождение - накрашенная в стиле карнавальных чудовищ тетушкина морда должна была вызывать массу ассоциаций. Зло было оперным и в то же время совсем по-домашнему узнаваемым - поэтому приход рукопашного добра с локтями и мокрым полотенцем имел такой успех. Тут и пацанам нашлось, на что посмотреть. Финальная потасовка с кодлой нахлебника Раджита заняла 9,5 минуты и велась бичами, кольями, цепями, факелами, бутылками, пустыми канистрами, медицинским чемоданчиком и совковой лопатой. Самого Раджита злая Гита расписала в лохмотья рапирой и повела сестру под венец с песней. Мужья под конец тоже перепутались, но счастье c замедленной съемкой состоялось все равно.

Новости по теме: Кино кинематограф СССР