28501
0
30 апреля
Загрузить еще

Историк моды рекомендует одеть депутатов Верховной Рады в деловые костюмы с вышивкой

Историк моды рекомендует одеть депутатов Верховной Рады в деловые костюмы с вышивкой
Фото: Лиана БИЛЯКОВИЧ, профессор Киевского национального университета культуры и искусств. Фото: podium-lex.com

- Лиана Николаевна, можем ли мы на сегодняшний день выделить такое понятие как "украинская мода"?

- Да, теперь можем говорить об "украинской моде", как о понятии. Украинская школа дизайна одежды получила мощнейший импульс к развитию именно сейчас во время кризиса, как это ни парадоксально звучит. До недавнего времени (не хочу никого обидеть), но не мы устанавливали тренды, а лишь следовали им, зачастую греша плагиатом. Идеи рождались и даже трансформировались не нашей духовно-ментальной сущностью, а страхом несовпадения с европейским вектором моды.

Теперь же, в силу объективных причин,  у нас появилась возможность подняться до уровня инсайдеров мирового трендообразования. Аналитика моды фиксирует оживленный интерес к нашему народно-декоративному творчеству (костюму, вышивке, аксессуарам) со стороны известных мировых брендов: Dolce & Gabbana, Valentino, Alberta Ferretti, Alexander McQueen, Balmain, Marc Jacobs, Marni, Jil Sander, Burberry Prorsum, Marchesa и многих других.

Даже известнейший мировой мегатренд 2012-2015 Baroque Eclecticism (барокковая эклектика) имеет украинские корни, так как декларирует украинскую вышивку крестиком в качестве декоративно-художественной доминанты. Сейчас магазины завалены подобными изделиями, но следует помнить, что не мы легитимизировали этот тренд, а те мировые Дома Моды, которые я перечислила выше.

Украинские участники fashion-индустрии лишь недавно подхватили тенденцию…после зарубежных гуру. Хотя должно было произойти наоборот. Знаете, я совершенно согласна с интеллектуалом современной моды Соней Рикель: "Образование каждого человека должно начинаться с глубокого изучения истории и культуры своей страны, местности, семьи. Особенно - художника". Ведь не заискивание перед европейскими тенденциями, а наша внутренняя самобытность и духовная глубина делают нас интересными для той же Европы. Как подтверждение назову имена наиболее успешных и уважаемых в мире украинских дизайнеров: Лилия Пустовит, Ирина Каравай, Виктория Гресь, Оксана Караванская, Лилия Литковская, Александр Каневский, Светлана Бевза  и другие.

Что объединяет этих талантливых людей? Постоянная разработка неисчерпаемых пластов украинского декоративно-прикладного искусства, народного костюма и традиционных аксессуаров со всех регионов Украины, и бережное кооптирование их стилизованных элементов в современную моду. Причем это происходит сквозь призму духовности и национальной самоидентичности художника.

- Насколько чутко и реактивно реагирует модная индустрия на экономические потрясения в стране?

- Мода как "зеркало" социума отражает изменения в культуре, политике, экономике, искусстве  и даже климате и очень чутко реагирует на кризисные потрясения. Кризис в Украине нельзя отнести к чисто экономическому. Это кризис в политике, культуре, мировоззрении и самоидентификации людей. В глобальном смысле, это переломный период в развитии общества, который оголил истинные духовно-эстетические ценности народа.

Согласно научным теориям (в том числе теориям прогнозирования моды), именно в период массовых проявлений осознанного героизма (когда национальное самосознание достигает критического значения) пробуждается так называемая генетическая память поколений. Каждый украинец вспомнил о своих корнях, о своих дедах и прадедах, о величии своей культуры, традициях и славных победах свободолюбивых предков!

Теперь в гардеробе каждого из нас  появилась вышиванка, желто-голубые флаги украшают наши балконы и дома, главным женским аксессуаром стали украинский венок и традиционные бусы с дукачами. Не сговариваясь, родители всех городов и сел Украины на первое сентября нарядили своих детей в вышиванки вместо формальной школьной формы.

- Можно ли сказать, что развитие модной индустрии в Украине напрямую зависит от внутренних мировоззренческих процессов?

- Совершенно правильно. Дизайнеры одежды, обуви, аксессуаров, как и все художники, являются проводниками социокультурных процессов в массы через легитимизацию моды: демонстрация творческих идей на подиуме, в интернете, на страницах журналов, выставках и, как итог, на прилавках розничной торговли.

Подтверждением являются подиумные показы на Украинских неделях моды двух последних сезонов, которые транслировали национальную символику, колористику государственного флага, обращение к этномотивам и народным техникам декорирования, аутентичные пропорции народного костюма, стилизованную форму и крой, широкое применение народных орнаментов (не только текстильных, но и гончарных, интерьерных и даже заимствованные из художественного оформления пасхальных писанок).

Богатейшим источником вдохновения для многих дизайнеров одежды служит национальная вышивка. Даже мои студенты-дипломники возрождают в своих коллекциях древние рукотворные техники, например, знаменитую объемную "борщівську вышивку" шерстяной пряжей по тонкому полотну. Вышивкой в Украине испокон веков занимались женщины. Они бережно из поколения в поколение передавали традиционные образцы цвета и колористики вышивки, ее техники и приемы, а также орнаменты, которые отражали элементы древних верований и культов, несли символичную обереговую функцию.

Символично, что украинская подиумная мода представлена, в основном, женщинами-дизайнерами, которые, как настоящие Берегини нашего общего дома, в своих коллекциях использовали самый мощный народный оберег – древнейшую культовую символику вышивки обрядовых рушников (трасформируя ее в принты, лазерную перфорацию, роспись по ткани, тиснение, фактурные пестротканые и пестровязаные поверхности авторских текстильных материалов).

- Как аналитик и прогнозист моды, Вы можете в общих чертах описать особенности будущей украинской моды? Насколько существенно она изменится?

- Конечно, мода в Украине изменится существенно. Настолько – насколько изменились мы сами. Я уже акцентировала внимание на этнонациональной составляющей. Несмотря на относительную дороговизну, мы пополняем гардероб всех членов своей семьи одеждой в национальном стиле, с украинской вышивкой, символикой. Таким образом, мы декларируем свой патриотизм и единство. Эта тенденция продолжится на длительное время.

Со временем украинская народная стилистика станет "менее заметной", но будет активно проникать в повседневный и нарядный костюм в виде еле уловимых стилизованных элементов: вышивка без контраста  в тон с тканью (например, белым по белому); крой, предметное устройство  костюма (например, в женском деловом дресс коде появится плахта, а в мужском – кожанные вышитые жилетки, похожие на гуцульский киптар); использование традиционных псевдо-домотканых тканей в инновационных формах костюма.

Уже сейчас я бы порекомендовала украинским производителям мужской сорочки создать деловую коллекцию с элементами украинской вышивки на видимых зонах (воротник, манжеты, зона застежки) и предложить ее для начала…депутатам Верховной Рады Украины!

- Расскажете нам о других трендах, связанных с кризисом?

- Практичность, универсальность, добротность и качество станут главными критериями при выборе одежды и обуви. Причина не только в девальвации гривны и экономических трудностях. Покупатели стали несравнимо образованнее и осведомленнее, чем 5-10 лет назад. Они уже знают, что подозрительный  химический или грибковый запах, скатывание или выпадение текстильного ворса, дефекты крашения и отсутствие бирок с сырьевым составом, неаккуратные швы - должны настораживать, если не отталкивать. Все чаще люди отдают предпочтение украинским товарам, ищут их на прилавках и в интернет-магазинах. Мы хотим украинское качество, украинскую добротность и эстетику!

Но вот беда - найти украинские бренды совсем не просто, так как они стыдливо маскируются под иностранными названиями. Я бы дала совет уважаемым украинским производителям: пришло время снять маски и называться по-украински, писать название бренда украинскими буквами,  а в фирменном стиле использовать украинскую символику. Этим вы существенно увеличите приток покупателей, а ,значит, и прибыль.

- Некоторые специалисты предвидят бум стиля миллитари и камуфляжного оформления материалов…

- Хочу оспорить этот тезис! Не смотря на то, что китайские компании упорно увеличивают выпуск неформальной камуфляжной одежды молодежного сегмента (даже с романтичной цветочной вышивкой) специально для украинского рынка, исследования показали, что это скорее отрицательная тенденция! Так как сам вид камуфляжа ассоциируется у наших соотечественников с болью утраты, войной и попранием целостности.

Стиль миллитари действительно будет актуален в смягченной украинской ментальностью форме. Элементы военной униформы преобразуются в джинсовый стиль, в льняные и даже шелковые материалы пастельной натуральной гаммы: цвет глины, воды, весенней зелени, бабушкиных  коралловых бус, орнаментов Трипольской культуры. В этом стиле будут актуальны женские и мужские ранцы и сумки из плотной кожи натуральных оттенков, кожанные ремни с привесными емкостями, устойчивая обувь на шнуровке из кожи, замши, сукна. 

- Возможно, у вас есть прогноз на летний сезон 2015?

- Бум на льняные ткани для мужчин и женщин. Это исконно украинское сырье и чем грубее, рустикальнее будет выглядеть фактура, тем актуальнее материал. При этом он может сохранять мягкое туше и комфортность. Украинцы почувствуют свою моду сердцем, ведь наша страна уже стала признанным мировым трендом!