21 ноября
Загрузить еще

Без рекламы по телику смотреть будет нечего

Без рекламы по телику смотреть будет нечего
Фото: Рисунок: Катерина Мартинович

Одним из пунктов коалиционного соглашения новой Верховной Рады является введение запрета рекламы лекарственных препаратов в СМИ. Якобы эти ролики провоцируют людей пичкать себя таблетками по поводу и без. Но, с другой стороны, такая реклама составляет немалую долю доходов медиакомпаний. Эксперты прогнозируют, что в условиях нынешнего кризиса введение подобных мер заметно ударит по качеству телепродукта, а от некоторых проектов украинским телеканалам и вовсе придется отказаться.

Мы обратились к руководству центральных телеканалов - разных форм собственности и наполнения - с просьбой спрогнозировать, что произойдет с украинским ТВ, если рекламу лекарств уберут с телеэкранов. 

 

Владимир БОРОДЯНСКИЙ, руководитель медиагруппы StarLightMedia (телеканалы СТБ, Новый, ICTV, M1, M2, QTV): "Вырастет зависимость от закупного программного продукта"

- Никто из политиков внятно так и не объяснил, зачем они планируют запрещать рекламу лекарственных препаратов. Во всех странах ЕС и в США разрешена реклама безрецептурных лекарственных препаратов. Почему? Она обеспечивает информированность людей о новых препаратах (важно, что в Украине рекламное сообщение не должно противоречить инструкции, утвержденной Минздравом), обеспечивает конкуренцию на рынке, а значит, снижение цен на лекарства. Реклама позволяет местным производствам конкурировать с мировыми брендами, а эта отрасль в Украине - с десятками тысяч работников.

Что это значит для медиаотрасли? Закроется еще несколько изданий, несколько телеканалов. У оставшихся - существенно снизится качество производимого продукта, часть программ закроется, будет увеличено количество повторов в эфире, будут уволены тысячи людей, вырастет зависимость от закупного программного продукта.

Вместо протекционизма собственных СМИ мы получили план по их уничтожению. К моему сожалению, запрет рекламы лекарственных препаратов - это позиция "Самопомощи", партии, которая обещала обеспечивать информационную безопасность страны и которая теперь лишает СМИ около 25% доходов.

Других эмоций, кроме разочарования от примитивного понимания вызовов, стоящих перед страной, и инструментов их достижения, у меня нет. 

 

Сергей Товстенко-Забелин, начальник отдела коммуникаций и связей с общественностью "Медиа Группы Украина" (канал "Украина", "Футбол" и д.р.): "Такая практика отсутствует в Европе"

- Введение запрета на рекламу лекарственных препаратов неприемлемо по нескольким причинам. Во-первых, такая практика практически отсутствует в Европе и мире. Во-вторых, такая практика ограничивает доступ потребителей к важной для них информации. В-третьих, это решение может нанести существенный ущерб украинским СМИ с точки зрения сохранения рабочих мест. 

 

Валерий ВАРЕНИЦА, коммерческий директор сейлз-хауза "Плюсы" (каналы "1+1", "2+2", ТЕТ и др.): "Отрасль и так находится в состоянии кризиса" 

- Запрет этой категории рекламы не будет иметь существенного влияния на отдельно взятую программу или ТВ-шоу, так как она не является активной в спонсорстве. Но данный запрет создаст большие проблемы для отрасли в целом, которая и так находится в состоянии кризиса начиная с марта этого года. Поэтому мы уже много чего изменили в программной политике: увеличили объем контента собственного производства, новостийно-информационного вещания, отказались от дорогостоящих развлекательных шоу. 

 

Александр БОГУЦКИЙ, генеральный директор телеканала ICTV: "За этой настойчивостью стоят коррупция и некомпетентность"

- Я не верю в запрет рекламы лекарств, ведь в Евросоюзе, куда Украина движется, нет ни одной страны с таким запретом. Такой запрет противоречит как экономической логике (это прямой доход бюджета страны в виде налогов и очень важные деньги для медиа), так и фундаментальному принципу свободы слова (нужно помнить о том, что реклама - это информация, просто оплаченная). Кстати, именно поэтому в Америке, стране, где к здоровью людей относятся более чем ответственно, разрешена реклама не только безрецептурных лекарств, но и рецептурных.

Я склонен оправдывать внесение этого пункта в коалиционное соглашение странной настойчивостью отдельных персонажей и мудростью старших коллег, которые никогда не проголосуют за запрет в сессионном зале. За этой настойчивостью стоят конкретная коррупция и некомпетентность, вызванная, видимо, эйфорией  первых дней депутатства, но память к коллегам наверняка вернется или ее вернут журналисты.

Кстати, в России начали обсуждать отмену на запрет рекламы алкоголя и табака в медиа - даже в этой стране понимают, насколько важно компенсировать отрасли падение рекламного рынка. А падение рынка в России - не такое драматичное, как у нас. 

 

Александр ЛИЕВ, первый заместитель гендиректора НТКУ: "Придется искать другие источники финансирования"

- На нашем канале присутствуют несколько крупных украинских производителей фармацевтической продукции, которые являются партнерами выхода нескольких программ.

Например, программа "Перша шпальта" - проект экономический, и в нем невозможно купить заказные новости о какой-то фирме именно в связи с финансовой независимостью, которая есть у этой программы благодаря нашему фармакологическому  партнеру - мы открыто и честно его показываем в рекламных блоках. Это хороший контракт с украинским производителем, который рекламирует свой бренд, а не гарантирует здоровье от принятых таблеток.

В случае запрета "Перша шпальта" и ряд других программ, которые сотрудничают с украинскими производителями фармацевтической продукции, вынуждены будут искать другие источники финансирования. 

Что же касается безрассудной рекламы, которая толкает здоровых людей постоянно принимать пилюли, то ее нужно решать не запретом  рекламы фармакологии вообще, а какими-то другими путями, в том числе и обращая внимание на европейский опыт. Да, такая проблема есть, но такое радикальное решение я считаю неверным.