Эта беседа состоялась в ноябре 2013 года. Накануне Юрий Петрович выписался из больницы - проходил очередное обследование из-за проблем с сердцем. Перед вами - неопубликованные фрагменты интервью.
Дух мой будет витать!
- Я еще чувствую в себе силы творить, - признавался Любимов. - Врачи говорят, проблемы с сердцем. Но считаю: если сердце такое реагирующее, то это хорошо для творческого человека.
Обидно, что созданным мною Театром на Таганке теперь руководят другие люди. Эта обида притупилась со временем, но не прошла. И все же сердце мое осталось с Таганкой. Возможно, театр еще будет носить мое имя, когда-нибудь после моей смерти...
- В вашем бывшем кабинете в Театре на Таганке многие оставили свои автографы. Какой из них вам особенно дорог?
- Все дороги. Аббадо, Куросава, Параджанов, Фидель Кастро, Гагарин, Артур Миллер, всех не упомнишь - надо стоять перед стенами и читать. Политбюро разных стран... Кинорежиссер Сергей Юткевич оставил на стене надпись: "Не зря мы плясали с тобой восемь лет в органах". Я же мальчишкой выступал в Ансамбле песни и пляски НКВД, созданном Берия. А некоторое время назад сам Владимир Путин, когда пришел в мой кабинет, обратил внимание на эту запись и оставил свою. Все это - история…
Надеялся: откроют музей в кабинете к юбилею. Увы! Уверен, когда-нибудь будет там мемориальная зона. Только вот, возможно, не доживу. Но дух там мой будет витать!
Как Молотов сравнил Ленина с Иисусом
- Вы в детстве были на похоронах Ленина, обедали со Сталиным. С министром культуры Фурцевой дружили...
- Мы много общались. Она приходила в театр на спектакли, что-то нравилось, что-то критиковала. К столетию Ленина предложила сделать праздничный концерт в Кремле. Я не горел желанием, но понял, что надо. Придумали с театральным художником оригинально: на сцене не должно быть кулис. Композитор Рихтер играл бы симфонию, и его на подъемнике бы поднимали. Клоун Карандаш выезжал бы на осле… Но Фурцева задумку не пропустила: мол, еще подумают, что на занавес денег не хватило. Поручила делать мероприятие другим людям. Хотя Фурцева могла в чем-то не соглашаться со мной, а потом вдруг позвонить в 12 ночи и сказать: "Хорошо, пусть будет по-вашему!"
Рекомендовали нам к 100-летию Ленина в театре поставить спектакль. Однажды Молотов заехал, поинтересовался: как спектакль назовете? Ответили: "На все вопросы отвечает Ленин…" Молотов не одобрил: "На все вопросы даже Иисус Христос не может ответить".
С Горбачевым была история. Спросил он как-то у директора театра: нет ли у вас артиста со знанием английского языка - прикрепил бы к Раисе Максимовне в загранпоездке, чтобы представлял ее на встречах. Посоветовали ему молодого актера Колю Губенко. И тот съездил за границу, сопровождал на встречах Раису Максимовну. И... вскоре стал министром культуры СССР.
Тайна дачного колодца Капицы
- Я знал таких великих людей, как Борис Пастернак, - рассказывал "КП" Юрий Любимов. - Познакомились смешно. Я, молодой актер, играл Ромео в спектакле Театра Вахтангова "Ромео и Джульетта". В сцене поединка кусочек моей шпаги отлетел в зал и вонзился в ручку кресла, где сидел Пастернак. После спектакля он пришел ко мне с этим кусочком: "А вы меня чуть не убили"…
Семья Капицы всегда меня поддерживала. Когда писали против меня письмо с осуждением от имени интеллигенции, Капица отказался ставить подпись. Петр Леонидович приходил на спектакли Высоцкого и просил меня привести к нему Володю. Володя им пел. Потом они с Высоцким так подружились, что Капица выделил ему комнату в своем доме. Володя у него жил и даже колодец помогал рыть. Петр Леонидович говорил, в нем идеальная вода…
Все думаю над такой странностью: у нас приличная культура, почему же ее так разоряли, убивали, растаптывали?! Возьмите список поэтов, композиторов, режиссеров. Что делали с Мейерхольдом! С Вахтанговым не успели... Помнится, когда умер Вахтангов, на сцену театра прямо во время спектакля "Летучая мышь" вышел конферансье и объявил: "Несколько минут назад скончался великий режиссер Вахтангов". Из зала крикнули: "Ничего. Заменим!" "Как жаль, что вы его не заменили несколько минут назад", - парировал конферансье.
ИСТОРИЯ ИЗ ЖИЗНИ
"Антисоветчина" Высоцкого
- Это я уговорил Любимова принять в труппу молодого Володю Высоцкого, - рассказал "КП" экс-директор Театра на Таганке 93-летний Николай ДУПАК. - Его попросила посмотреть актриса Тая Додина: мол, талантливый парень! Высоцкий пришел с гитарой. Прочитал отрывок. Любимов спрашивает: зачем с инструментом пришли? Высоцкий спел. Любимов раздумывал. Когда мы шли с ним по коридору, сказал: "Слушай, зачем нам еще один алкаш?" Но все же Высоцкого принял. Однажды Володя отпросился у меня на три дня выступить в Магадане. Мол, Влади понравился кулончик золотой, хочу ей подарить, денег заработать. Я по-тихому отпустил, заменив его в роли артистом Лебедевым. Любимов устроил разнос. Оказалось, он пригласил великого Жана Вилара на Высоцкого, а вместо него другой артист играет! Но на этом неприятности не закончились. Тогда в одной газете написали, что приехал в Магадан из Москвы артист Театра на Таганке, устроил шефские концерты, на которых пел антисоветчину. Разразился нешуточный скандал... У нас с Любимовым случались конфликты в первую очередь из-за того, что я хлопотал для артистов, выбивал им квартиры, машины. А он говорил: "Вы их разбаловали! Артист должен быть голодным!"