Татьяна Николаевна умерла в 85, на 17 лет пережив мужа. "Таня - это моя половинка", - говорил знаменитый клоун. И полушутя добавлял: "Лучшая!" Об этой паре нам рассказали друзья семьи.
С радостью подчинялся теще
- Мы дружили с Никулиными 40 лет, - рассказал "КП" журналист и писатель Владимир Шахиджанян, помогавший артисту писать автобиографическую книгу "Почти серьезно…". - Татьяна Никулина была стержнем в их семье. Она во многом сделала своего знаменитого мужа. И он это признавал. Говорил: "Таня сказала, что стоит сниматься, - я Тане верю". "Таня сказала, не стоит сниматься, - я Тане верю".
На Тане держался дом. Она что-то заказывала, приобретала, устраивала быт. Юрий Владимирович не любил этой суеты. Однажды нужно было купить в дом платяной шкаф. А Никулин все откладывает поход в магазин. Без него же отправляться туда не имело смысла: дефицит! Если в магазин придет сам Никулин, в подсобке шкаф найдут. А если не Никулин - никакого шкафа. Татьяна Николаевна хорошо знала характер мужа. И сказала супругу: "Ладно, не надо шкафа. Не надо ничего!" Юрий Владимирович взвился, тут же пошел в магазин, и шкаф доставили...
Никулин ее обожал, ценил… Татьяна в 42 года захотела играть на фортепиано. Желание было исполнено - дома появился инструмент. Татьяна освоила нотную грамоту и очень прилично играла Шопена, Шуберта. Захотела выучить английский язык. Занималась с репетитором. А потом решила стать переводчиком и очень славно перевела парочку книг. Никулин старался все, что нужно, сделать для нее. Тане нужен словарь - он достанет. Музыка, английский - пусть занимается. Он не задавал вопросов: "Зачем тебе?"
Таня говорила: "Юра, ты - народный артист! Бываешь в самых разных кабинетах, на людях. У нас же есть деньги, давай тебе купим или сошьем хороший костюм". - "Нет, Таня, мне в этом удобно". С возрастом все меньше ему хотелось обновлять гардероб. В 75 лет он признавался: "Старые туфли в сто раз лучше новых. Ты их любишь, и они тебя любят". Это у него от отца, который говорил, что, когда вы выбрасываете старые вещи, вы их предаете.
Татьяна Николаевна была очень отзывчивым человеком. Однажды вошла в лифт, а в нем мужик говорит: "Мне плохо". Она примерно знала, в какой квартире он жил. Тащила его на себе. Его ключами открыла дверь. Он умер. Открыла его записную книжку, набрала первый попавшийся телефон. Ей в ответ: "Кто вам дал этот телефон?" Оказалось, это секретный телефон Министерства среднего и специального машиностроения…
|
- Жена была Юрию Владимировичу второй мамой?
- Нет. Мамой его второй была теща. Долгие годы хозяйничала именно она - готовила, убирала, мыла, командовала. Никулины с радостью "командовались". Они же мало жили в Москве, в основном были в разъездах. И сына оставляли с бабушкой... Когда Никулин прилетел из долгой командировки, четырехлетний сын Максим ему сказал: "Здравствуй, дядя". Это его очень отрезвило. Решил: какие к черту гастроли? Надо почаще бывать с сыном…
- Никулин был преданным мужем? Говорят, за ним гонялись девчонки…
- Он нравился всем, но как большинство клоунов был асексуален. Не дамский угодник и не бабник. Ну обращал внимание на симпатичных женщин, мог обнять, поцеловать. Но не помню случая, чтобы речь шла о том, что он мог изменить.
- Похож на своего героя Семена Семеновича из "Бриллиантовой руки"?
- Скорее в отношении к женщине он похож на Лопатина из "Двадцати дней без войны". Помните, как он обнимает героиню Гурченко, говорит с ней... А еще он обожал жену клоуна Карандаша. Она ему очень помогла психологически, когда он делал первые шаги на арене. Поэтому когда однажды на гастролях в Лондоне Карандаш на нее закричал, начал обзывать, Никулин рассвирепел, схватил топор и накинулся на него. Юрий Владимирович мне об этом сам рассказывал.
|
Муж сказал нет
- Я знаю, как Таня тосковала без мужа, - говорит замгендиректора Цирка Никулина на Цветном бульваре Лидия Самойлова. - Ведь всю свою жизнь она посвятила ему. И цирку. После смерти Юрия Владимировича Татьяна даже не разрешала делать ремонт у себя дома. Хотела, чтобы все осталось, "как при Юрочке". Тане все напоминало его: "Эти шторы покупал Юра"...
В числе фотографий, висящих на стенах их квартиры, - снимки с кинопроб в "Гусарской балладе". Татьяна Николаевна рассказывала, что Эльдар Рязанов утвердил ее на роль Шурочки Азаровой. Но Никулин сказал нет, и она отказалась от роли, чтобы не рисковать семейным счастьем. А Юрий Владимирович не хотел с ней разлучаться. Разрешал сниматься только в тех фильмах, где играл сам. И Татьяна Николаевна не жалела, что ради семьи не сделала кинокарьеру.
"А какие у меня ноги!"
- Никулин очень дружил с режиссером Гайдаем, - вспоминает заслуженная артистка России Энгелина Рогальская. - А их жены - Таня и Нина Гребешкова - дружили со школы, учились в одном классе. Гайдай не давал главных ролей своей жене и жене Никулина тоже. Татьяна сыграла только крошечную роль в "Бриллиантовой руке" - гида, ведущего туристов по Стамбулу.
Юрий Владимирович, кстати, был верующим, о чем мало кто знает. Не мог себе позволить обидеть жену. Он рассказывал, как переживал, когда надо было играть любовную сцену с Гурченко в фильме "Двадцать дней без войны". Смущался. Но сумел разрядить обстановку. Когда Люся в кадре прошептала: "Обними меня, у тебя такие крепкие руки!", он выдал экспромтом: "А видела бы ты мои ноги!" Все рассмеялись, и напряжение ушло…
ДОСЛОВНО
Попал под лошадь и влюбился
С будущей женой Татьяной Покровской Юрий Никулин познакомился в 1949 году. Вот что она сама рассказывала об этой встрече:
"Я училась в Тимирязевской академии на факультете декоративного садоводства и очень увлекалась конным спортом. В академии была прекрасная конюшня. А в конюшне - очень смешной жеребенок-карлик, с нормальной головой, нормальным корпусом, но на маленьких ножках. Звали его Лапоть. Об этом прослышал Карандаш и приехал эту лошадку посмотреть. Лошадка понравилась, и Карандаш попросил нас с подругой научить ее самым простым трюкам. Потом лошадку привезли в цирк, и Карандаш познакомил нас с Юрием Владимировичем Никулиным, который был у него в учениках. Юрий Владимирович пригласил нас посмотреть спектакль. Подруга моя пойти не смогла, я пошла одна. Играли смешную сценку: Карандаш вызывал из зала якобы одного зрителя и учил его ездить на лошади. Но именно когда я пришла на спектакль, Юрий Владимирович, который играл роль зрителя во время этого номера, попал под лошадь. Она его так избила, что его увезли на "Скорой". Я чувствовала себя виноватой и стала его навещать... А через полгода мы поженились.