Для нашего зрителя он по-прежнему один из самых обожаемых актеров. "Комсомолка" собрала свидетельства людей, близко знавших легендарного комика.
Чем беда отличается от катастрофы
- Я был знаком с Савой еще с театральной студии при МГУ, где мы вместе играли, - рассказал "КП" друг Крамарова, худрук театра "Шалом" Александр Левенбук. - Сава с юности мечтал стать артистом, хотя в период нашего знакомства учился в Лесотехническом институте. В актерский вуз его не приняли, сказав, что артисты такой негероической внешности не нужны. Но Сава отличался упорством. И постоянно учился - уже став звездой после "Неуловимых мстителей", пошел учиться в ГИТИС на актерский факультет. Играл в "Современнике" именно ради актерской школы. Всегда думал о том, как улучшить свою роль, а нередко в фильмах у него и была всего-то пара реплик.
Кто-то после его смерти сказал, что он мечтал сыграть Гамлета. Чушь! Он все понимал про свою внешность. И понимал, что, если он стоит рядом с Моргуновым, Вициным, Леоновым, значит, он первач! Единственное, о чем жалел, - что отказался от предложенной ему роли Петрухи в картине Мотыля "Белое солнце пустыни". Считал это своей ошибкой.
В Советском Союзе Сава был настолько популярен, что, когда он ко мне приезжал и тихо входил в квартиру, все равно через две минуты раздавался звонок в дверь. Автографы, предложение выпить (а он вообще не пил) - и работать было уже невозможно: звонки не прекращались. Народ к нему шел косяком.
Крамаров по жизни был веселым человеком, иногда сам сочинял анекдоты для выступлений. Его любимый анекдот такой: "Учительница спрашивает учеников:
- Вы знаете, что такое катастрофа?
Мальчик поднимает руку:
- Да. Это, когда идет по мостику через речку маленький козлик, а мостик ломается.
- Нет-нет. Это не катастрофа. Это просто беда. А катастрофа - это когда летит в самолете правительственная делегация, и самолет падает, разбивается. Повтори.
- Когда разбивается правительственная делегация - это катастрофа, но не беда. А вот когда козел идет по мостику…"
|
Франт и щеголь
Друзья вспоминают: Крамаров любил модную одежду. По словам режиссера Евгения Гинзбурга, он "всегда был одет с иголочки: если джинсы, то фирменные, если пиджак, то итальянский. Если машина - иномарка. Чистота в ней была идеальная. Мои попытки аккуратно покурить в окно пресекались криком: "Ты с ума сошел!"
Одним из первых в советские годы артист купил у дипломатов и гонял по Москве на белом "Фольксвагене". Причем нередко мог проехать на красный свет. Но как только гаишник тормозил его автомобиль, то вместо водительского удостоверения просил автограф.
Его популярность зашкаливала. Александр Збруев любит вспоминать такой случай:
- "Большую перемену" снимали в Ярославле. Однажды подъезжаем к проходной завода, где снималась одна из сцен, а там вахтер: "Пропуск!" Водитель: "Да мы каждый день здесь проезжаем!" Тот уперся: "Нужен пропуск". Выглянул Ролан Быков: "Слушай, дружок, мы торопимся. Ты что, нас не узнаешь?" Вышел Евгений Леонов, тоже попытался переговорить - безрезультатно. Тут высовывается Крамаров и кричит: "Слушай, друг! Ты вообще соображаешь, что делаешь?" Вахтер его увидел и расплылся в улыбке: "А! Ну давайте, проезжайте!"
|
Плевок верблюда
На съемках "Джентльменов удачи", как вспоминает режиссер Георгий Данелия, забавная история произошла, когда снимали сцену, в которой верблюд плюет в Крамарова. На самом деле никакого плевка не предполагалось. Думали так: в одном кадре верблюд вытягивает губы, а в следующем показывают Крамарова, облитого пеной для бритья. Но Крамаров так гримасничал и дразнил верблюда, что тот плюнул по-настоящему.
"Когда актер эмигрировал, его роль из картины пытались вырезать. Но я им написал, что они совершают идеологическую ошибку. Предложил посмотреть картину внимательнее, ведь актер Крамаров играет бандита и отщепенца. Подействовало! Оставили все как было", - вспоминал Данелия.
|
Милостыня для артиста
Последней картиной артиста в российском кино стал фильм "Русский бизнес". Друзья уговорили актера приехать в Москву сниматься. Очень сложно дался эпизод, где герой Савелия, безработный дрессировщик дядя Вася, просит милостыню со своим медведем. Снимали на Новом Арбате. Текст был записан на магнитофон. По Арбату разносился голос Крамарова: "Простите, что мы у вас просим, но что делать?!" Прохожие останавливались, узнавали артиста. Соображали: Крамаров вернулся из эмиграции и бедствует. Все охотно совали деньги в его шапку. А по сюжету фильма его герою как раз наоборот - никто не подает. Режиссер в мегафон объяснял прохожим: идет съемка, милостыню давать не надо. Но подходили новые зеваки, и реакция у всех была одинаковой - подать "несчастному эмигранту" Крамарову.
ИЗ ДОСЬЕ "КП"
5 штрихов к портрету великого комика
Умер Крамаров 6 июня 1995 года в Сан-Франциско. Недуг, которого он пытался избежать, все же его настиг: артисту поставили страшный диагноз - "рак прямой кишки". Крамаров перенес два инсульта и последние дни лежал слепой и немой...
ОЧЕНЬ ЛИЧНОЕ
Дочь Бася пела умирающему папе песенки
Американские друзья и знакомые Крамарова едины в одном: актер обрел свое человеческое счастье, встретив вторую жену Наталью Сирадзе. Счастье оказалось коротким: судьба отвела им три года совместной жизни. И тогда, и потом людская молва оказалась к Наталье безжалостной: ее обвиняли в том, что она разлучила актера с первой женой Фаиной, насильно перевезла его из Голливуда, продала их общий дом в Сан-Франциско.
|
На самом деле они познакомились, когда уже разведенный Савелий обосновался в Сан-Франциско, а на продаже дома настояли совсем другие люди.
- Впервые с Савелием я встретилась в доме друзей, - вспоминает Наталья. - Потом прошло 8 месяцев, и он вдруг попросил их позвонить мне и спросить - можно ли нам с ним увидеться вновь. А предложение мне сделал позже, причем в шуточной форме, по телефону, после чего подарил кольцо и с веселым выражением лица надел мне его на палец. Я решила, что он шутит...
Мы прожили вместе немного, и когда Савелий заболел, я могла бы избавить себя от навалившихся невзгод. Но у меня и мысли не было уйти. Этот человек стал моей жизнью.
Я знала, сколько для него значит Бася. И я, и наши друзья, все мы звонили Фаине с просьбой привезти Басеньку в больницу. Они успели приехать, и Бася пела папе песенки, обнимала его. К тому времени Савелий уже ничего не видел, не мог говорить, но он слышал дочку и улыбался.
КСТАТИ
Фильмы до сих пор приносят доход
|
Последние 14 лет своей жизни Крамаров провел в США. И чуть ли не каждый год в Калифорнию отправляются журналисты, для того чтобы
разыскать его друзей и близких. Настырные расспросы сделали свое дело: близкие и друзья Савелия Крамарова практически перестали идти на контакт. Но для "КП" почти все сделали исключение.
Актриса Галина Логинова, мама Миллы Йовович, не раз принимала Крамарова у себя дома:
- Он был очень скромным, ни на что особо в бытовом плане не претендовал. Да, за здоровьем следил - не пил совсем, приходил со своими чайными сборами, которые заваривал только для себя. Но в этом нет ничего дурного, каждый получает удовольствие от жизни по-своему.
После развода с женой Фаиной (от этого брака у актера родилась дочь Бася. - Ред.) Савелий переехал из Лос-Анджелеса в Сан-Франциско, где познакомился с Леонидом Находкиным. Он рассказывает:
- Мы с Савелием не были близкими друзьями, но много общались. Возможно, сыграло роль и то, что я не из актерской среды, и со мной было попроще. После смерти Савелия мне доверено получать все гонорары, причитающиеся ему за участие в фильмах, снятых в Голливуде, и распределять их между наследниками - вдовой Савелия Натальей Сирадзе и Басей - дочкой от первого брака. Крамаров не думал о смерти, это потом суд по согласованию с наследниками назначил меня его душеприказчиком. Сглаживать разногласия между сторонами не моя задача, я, скажем так, всего лишь бухгалтер. Есть ли разногласия? Если бы их не было, то не было бы необходимости в моих услугах, так что судите сами… Что же касается гонораров, то Крамаров говорил: "Лучше сняться в маленькой роли, но в фильме со знаменитыми актерами, чем в главной роли, но в непроходной картине". Он поступил разумно и снялся в фильмах с Арнольдом Шварценеггером, Сильвестром Сталлоне, Робином Уильямсом, что до сих пор приносит доход.