Своим Самохваловым из "Служебного романа" он припечатал циничных карьеристов. Его Бузкин в "Осеннем марафоне" стал воплощением жизненной трагедии человека, пытающегося быть хорошим для всех. Платон Рябинин в "Вокзале для двоих" рассказал щемящую историю любви и благородства... Невероятное обаяние Олега Валериановича заставляет любить даже самых отрицательных его персонажей.
"Интеллигентность - сопричастность ко всем людям"
- Олег Валерианович, с юбилеем! Как отмечаете такую круглую дату?
- Для меня это абсолютно не праздник. Я жду не дождусь, когда этот кошмар кончится! Ненавижу я все эти дни рождения, эти речи льстивые неискренние... Так что меня поздравлять особо не с чем.
- Близкие вам люди называют вас интеллигентом до мозга костей. Легко ли им быть?
- Я не очень хорошо знаю, что такое интеллигентный человек, честно признаюсь. Интеллектуал? Человек, который много читал, много видел, много знает? Нет, наверное, это недостаточно для интеллигента. А может ли быть интеллигентом простой человек, крестьянин, который не был в Эрмитаже и не читал "Войну и мир"? Считаю, может быть. А то, что роднит их и называется интеллигентность. Думаю, это ощущение своей сопричастности ко всем окружающим тебя людям, ко всему, что происходит в мире.
- Вы достаточно самокритичный человек - раньше за какие-то роли себя корили, сейчас какие чувства они вызывают?
- Каждый раз, когда впервые вижу свою работу на экране, ничего кроме чувства удивления не испытываю! И это не самокритичность, я просто вижу себя со стороны. Когда фотографируешься, это всегда выглядит ужасно, а когда еще ты еще говоришь, двигаешься, встаешь, садишься, - это зрелище, которое смотреть неприятно. Потом привыкаешь - вот я такой, какой есть. А первое впечатление ужасающее!
- Переключаете канал, когда ваш фильм показывают?
- Нет, к старым фильмам я привык. Смотрю с точки зрения того, что я правильно сделал, что неправильно. Это интересно увидеть.
- А ностальгию по временам, когда эти картины снимались, испытываете?
- Я испытываю ностальгию по работе на "Мосфильме", по своей молодости, по своим родителям, по своему детству. Конечно, хотелось бы быть моложе, опять очутиться студентом, опять работать с Рязановым, Данелия, Швейцером. Но, к сожалению, время берет свое, все меняется.
|
"В Воланде я выбрал человека"
- Многие ваши почитатели говорят: "Эх, ему бы Маяковского сыграть! Ведь похож, и мощь та же!"
- Сейчас я уже играть Маяковского не могу - он умер молодым человеком. Но был такой сценарий, написанный Швейцером, по-моему, называется "Один день". Замечательный был сценарий, поэтому советская власть его запретила. В нем рассказывалось о том, как Маяковский, умоляя на том свете вернуть ему жизнь хотя бы на один день, возвращается в Москву, не выдерживает и стреляется заново. И мне предлагалось эту роль сыграть, но, к сожалению, не состоялось...
- А есть еще роли, о которых сожалеете?
- Ролей у меня миллион, как я могу говорить об этом? Нет, не сожалею.
- Судя по отзывам большинства молодых людей, они открыли вас после роли Воланда...
- Это одна из ролей, которую я сыграл более или менее, на мой взгляд, интересно. Конечно, то, что я сделал на экране вместе с режиссером Володей Бортко, не исчерпывает всего, что написано о Воланде в гениальном романе Булгакова "Мастер и Маргарита". Для этого пришлось бы снимать сериал только о Воланде. Я избрал одно из проявлений этого существа - человека и, мне кажется, сделал правильно. Распыляться на другие вещи было сложно. Главное, по-моему, там ухвачено. Ярко или неярко сделано, это не мне судить.
- Кстати, Бортко однажды сказал о том, что сегодняшнее телевидение антихудожественно и аморально. Согласитесь?
- Да, в основном. Но вот посмотрел хороший сериал режиссера Фурманова "Наркомовский обоз" и сериал "Оттепель", где замечательно играют все артисты - могу только позавидовать этим людям и пожелать им также дальше работать, держать марку.
- Сейчас эра ремейков, как относитесь к этому?
- Главное в каждом спектакле для любого режиссера - возможность высечь искру из того материала, который дал автор и зажечь ею пламя в сердце зрителя. Тут годятся любые формы, лишь бы то чувство, которое хотел передать автор, благодаря той или иной острой форме, передалось бы. Я ничуть не против этих экспериментов. Но когда я вижу чистую халтуру, выдаваемую за эксперимент, мне обидно. А такой сейчас большинство. Попытка показать не автора, а рассказать зрителю, какой я режиссер, умный, талантливый и смелый. Всегда это обречено на успех у самой непрезентабельной публики и на забытье.
"Желать мне ничего не надо, лучше я сам…"
- Знаю, вам готовят подарок, заканчивают ремонт?
- Нет, он никогда не закончится, я так понимаю. Я живу сейчас не в квартире, мы вынуждены жить за городом...
- А что, кроме отремонтированной квартиры, вы хотели бы получить в свой день рождения?
- Я не хочу, чтобы мне что-то желали, а вот я хочу пожелать. В первую очередь, счастья и здоровья своей семье, своей жене Гале, с которой мы живем уже 50 лет и живем, по-моему, любя друг друга. Своим детям Ксюше и Оле, моим внукам Маринке и Тимофею. Чтобы все у них было хорошо, чтобы они стали нормальными, порядочными людьми, потому что дочери уже достигли этой планки порядочности.
Во-вторых, хочу поблагодарить судьбу за то, что она меня свела с такими актрисами и актерами, у которых я много позаимствовал и учился. Алисе Фрейндлих, с которой мы играем несколько разных премьер, и так получается, что мы все время вдвоем работаем. Скоро и у нее юбилей тоже, поэтому желаю ей много ролей, до которых она безумно жадна, дай Бог ей как можно больше сыграть! И Люсю Гурченко, царствие ей небесное, тоже бы надо вспомнить сегодня. Потому что я от нее тоже почерпнул очень много хорошего - уроки, которые она мне давала в нашей работе над фильмом "Вокзал для двоих", я никогда не забуду. А также всем моим партнерам, у которых я учился с большой благодарностью. Вот что бы я хотел сказать в свой день рождения!