Брать интервью у Андриенко дело непростое. Прежде всего потому, что ты идешь на встречу к комику, а встречаешь трагика. Уже шок. Виктор Николаевич серьезный ужасно. Он не расстается с планшетом, активничает в Фейсбуке, реагирует на все новости, при этом постоянно перемалывает внутри себя горы идей. Вроде человек спокоен, а подойди поближе - и по силище излучаемой энергии поймешь, какая внутренняя работа в нем происходит в режиме нон-стоп.
- Да-да, я вас слушаю, - строго обращается ко мне Андриенко, нехотя откладывая планшет.
- Виктор Николаевич, не говорите со мной так - у меня ощущение, будто я на приеме у врача, - лепечу я.
- А, ну тогда раздевайтесь… Закройте один глаз, потом второй. Ну, все ясно - косоглазие! - констатирует актер, и на секунду в его глазах начинают скакать бесики. Но лишь на секунду. И вот он уже вновь невыносимо серьезен.
"В Москву уезжал, потому что в Киеве палки в колеса ставили"
- Виктор, к вам подкрадывается эдакий полукруглый юбилей. Как вы относитесь к этой дате?
- День рождения, как Новый год, нагрянет и не спросит. Жизнь катится да и катится, поэтому нужно принимать свой возраст и всю жизнь как есть. Увы, объединить пространство и время может только сержант, тот самый, который привык "копать от забора и до обеда".
- Не кажется ли вам, что на данный момент вы чего-то не успели?
- В восточной философии запрещено жалеть. Не жалей себя и не жалей того, что не сделал. Все равно не поправишь. Все дается тогда, когда следует. Вот, например, если бы мы год назад 19 сентября не сделали всеукраинскую премьеру фильма "Иван Сила" (Андриенко выступил в нем сценаристом, режиссером и актером. - Авт.), то дети Крыма и Донбасса этого фильма никогда не увидели бы.
То же самое с "Большой разницей". Эта программа вышла ровно на мое 50-летие. Тогда мне позвонил с поздравлениями только Александр Цекало, и для меня это был лучший подарок. Шоу просуществовало в эфире пять лет. И с него начался отсчет какого-то нового Андриенко, который не поменялся, но никто об этом не знал.
- У вас обширная творческая биография, вы успели побывать и каскадером, и актером, и гэгменом, и режиссером… Но последние годы вас, можно сказать, особенно поперло…
- Я всегда старался работать много, несмотря на то что меня в жизни подстерегало немало неудач и предатеьств. Сейчас я понимаю, что в жизни мог сделать гораздо больше, но, к сожалению, длинный отрезок времени, начиная с 2003 года, мне это не давали делать. Почему я в Москву уехал работать на "Большую разницу"? Да потому что меня там хотели видеть, а в Киеве палки в колеса вставляли!
"Люди хотят видеть во мне свою улыбку"
- Но еще в ХХ веке вы успели стать звездой благодаря "Шоу Довгоносикiв"…
- Я стал звездой гораздо раньше, еще в восьмидесятых, поработав в восьми театрах. В 1983 году мне лично Михаил Водяной вручил Гран-при за самую лучшую роль в спектакле "Йозеф Швейк", в котором я перевоплощался семь раз. Благодаря этой роли меня еще тогда очень хотели видеть в Москве, удивлялись, почему я до сих пор там не работаю. Предлагали квартиру и отличную работу, но я не захотел предать свой театр, который через полгода предал меня. Однако даже в период вакуума я успел отснять несколько сериалов: и "Дружную семейку", и "Веселу хату", и "Веселi байки"…
- А вы не хотите сегодня сделать продолжение "Шоу Довгоносиков"?
- Не хочу. Именно потому, что в конце 90-х этот проект имел большой успех, за которым стояла адская работа. Мне тогда было 35 лет, и я буквально дневал и ночевал на киностудии.
- Со времен "Шоу Довгоносиков" прошло уже 18 лет. Но лично меня с тех пор ничего так сильно не смешило на нашем ТВ. В чем секрет?
- Тогда, в 1996-м, шоу родилось на одном дыхании, и на телевидении ничего подобного не было вообще. Я знаю, что эти шоу спасали людям жизнь! Мне рассказывали историю человека, который на краю отчаяния жил от одного моего шоу до другого. То же касается театра. Однажды за кулисы комедийного спектакля к нам со словами благодарности подошла женщина и сказала: "Я уже два месяца не улыбалась, не знаю, зачем я купила билет, но я смеялась, и благодаря этому мне удастся пережить завтра страшное событие - будут судить убийцу моего сына".
Сегодня я понимаю: мне просто нужно делать свою работу, раз уж Бог дал мне возможность этим заниматься. Люди хотят видеть во мне свою улыбку, они идут по улице и мне улыбаются, причем каждый меня любит за разные роли.
- Кто-то, например, помнит ваш голос в легендарном мультфильме "Остров сокровищ", где вы озвучили капитана Смоллетта…
- И Билли Бонса. А еще я отвечал там за постановку трюков и мордобоя. Да, "Остров сокровищ" с 1988-го столько поколений обожает… Мне вот недавно звонил автор "Уральских пельменей" и спрашивал, что мы такое в этот мультфильм вложили, что его трехлетний сын смотрит не отрываясь. А все потому, что дети, в отличие от взрослых, подсознательно ощущают хорошее.
|
"Украинцы любят посмеяться над собой"
- Кстати, многие в ваших "долгоносиках" замечали и политическую сатиру…
- Да какая там сатира, мы просто дурака валяли. Но потом я посмотрел и сам обалдел - какая сатира!
- Почему сегодня на украинском телевидении так расплодили политический юмор, причем не самого высокого качества?
- Да потому что шутить о политике - это самое легкое. Людям сегодня нужен ситуативный юмор, а тем, кто деньги зарабатывает, он не нужен.
- Ситуативный юмор?
- Ну да, общечеловеческий, на жизненные темы - отцы и дети, муж и жена, теща и зять. Эти темы у нас бесконечны, потому что украинцы любят посмеяться над собой.
- Для чего ж тогда "95-й квартал" существует?
- А для того, что сначала нужно было показать, что самый главный в стране - душка, а остальные уроды. А потом случилась ситуация, которая накалила массы настолько, что нужно было спускать пар. Вот тогда пошли очень хорошие выпуски "95-го". Но я бы посоветовал ребятам не отставать от темы, делая "Сказочную Русь". Ведь многие персонажи-политики уже кардинально поменяли свои имиджи. А запускать старые выпуски я бы не советовал, поскольку многие герои успели уйти с политической арены.
Когда мы делали шоу "Великi перегони" (1999 -2002. - Прим. авт.), мы четко каждый выход ориентировали под конкретную ситуацию. Если честно, я сейчас бы ни за что не делал ставку на политический юмор. У нас нет пропаганды, есть сплошной он-лайн. Интернет настолько быстро поставляет информацию, что за этим угнаться нельзя. При этом жесткий факт через полчаса опровергается, белое становится черным. Нет, я - за общечеловеческий юмор.
- Знаю, что вы всегда отказываетесь работать на выборах. А если сейчас предложат?
- Ничего мне не предложат. Я слишком убеждаю, в меня начинают верить.
В 1998 году было придумано движение "Довгоносики идут на выборы", заказчики обалдели, как начала работать предложенная система. Я тогда придумал лозунги "Кожному українцю по Шарiку!" (персонаж "Шоу Довгоносикiв") и "Кожному українцю по піці. Я з пiцерiєю договорився". С таким лозунгом я на выборах прошел бы на ура. И я бы с длинным носом, в свитере Довгоносика ходил бы в парламент. Это же тема - "против всех!". Но мне сказали: "Давайте остановим это движение, потому что вы реально можете выиграть".
КСТАТИ
О новых проектах
- Вы сейчас работаете над новым детским фильмом "Байда". Что это за проект?
- "Байда" - фильм своевременный и нужный. Это хорошая сказка. Если получится, мы сделаем ее очень красивой.
У меня есть еще один общечеловеческий телепроект - "Мужские сказки для взрослых" по рассказам Сержа Баюна. Хочу всех отправить в Одессу 80-х, когда люди жили по-другому, где не было ни политики, ни разных народов, а жили-поживали все больше люди хорошие, но попадались и подлецы. Одним словом, хочу показать Одессу, которая помнит меня молодым. По жанру - это ситуационная комедия, близкая к Рязанову или Данелии.
Оба проекта интересны и вне времени.
- Ваш фильм "Иван Сила" стал первым детским кино за всю историю независимой Украины. Легко ли продвигать этот жанр?
- Мне доказывали в Госкино, что фильм детям не будет интересен. У нас же все разбираются в политике, спорте и искусстве. А все искусствоведы хорошо знают, что нужно детям. И, как правило, ни один из них не написал ни одного детского сценария. Я считаю, что если у меня "Иван Сила" пошел, то и "Байда" получится.