"Комсомолка" попросила украинских режиссеров составить для наших читателей список довженковских фильмов-шедевров, которые обязательно нужно посмотреть каждому. Оказалось, что творчество классика мирового синематографа вечно и актуально даже сегодня.
"Земля" (1930)
|
Анатолий Матешко, режиссер известных фильмов и сериалов - "День рождения Буржуя", "Даша Васильева. Любительница частного сыска", "Трубач" (фильм-номинант на "Оскар" от Украины):
- Современный зритель не привык ко вдумчивой неторопливости, которая пронизывает творения Довженко, но если уж вы решили начать знакомство с великолепным кинонаследием этого Мастера, начните с "Земли". Лента абсолютно неслучайно попала в десятку лучших фильмов всех времен и народов. И повлияла на много режиссерских поколений, которые и сейчас пытаются снимать поэтическое кино, но не всегда получается - делают красивую картинку и забывают напрочь про драматургию. А вот у Александра Петровича каждый кадр был излелеян - он смело внедрял поэтические метафоры в кинематограф, где идеальная картинка служила фундаментом для мощной драматургии.
Сцена-шедевр "Земли" - эпизод танца главного героя, который возвращается домой, и в этот счастливейший момент торжества и триумфа личности раздается оглушительный выстрел. И человек погибает. Меня эта метафора потрясла в свое время, а многие украинские и зарубежные режиссеры взяли ее себе на вооружение. А лично мне - нет-нет, да и хочется всунуть в кадр яблоки довженковские, которые так красиво лежат у него на подоконнике или падают в траву, на которой мириады капель росы, - но я пока еще себя сдерживаю (смеется).
У Довженко многому можно научиться. Один из эпизодов в "Земле", который меня завораживает, - как умирает под яблоней просветленный старик. Поистине буддистская смерть на экране! Дедушка уходит с улыбкой на лице - потрясающий кадр. Особенно на контрасте с современными режиссерами, которые показывают уход человека как трагедию - с остервенением, со слезой. А Довженко "пишет" смерть как некую гармонию, смерть у него не часть жизни, а начало.
"Арсенал" (1929)
|
Ахтем Сейтаблаев, украинский актер и режиссер, автор фильма "Хайтарма", получившего кинопремию "Ника" как лучший фильм стран СНГ и Балтии в 2014 году:
- Многие сцены этого вдумчивого фильма имеют свойство пленить зрителя, заворожить. Например, есть в "Арсенале" эпизод, когда по ошибке машиниста поезд набирает скорость, что приводит к катастрофе: люди на ходу выпрыгивают из поезда, всеобщая паника… И обратите внимание, как замечательно решен образ крушения - через гармошку, которая скатывается по насыпи… Еще минуту назад она была в руках солдата, но через мгновение это уже собирательный образ жизни человеческой, которая скатилась под откос… Сейчас многое в фильмах Довженко может смотреться наивно, но некоторые эпизоды - самый настоящий манифест! Например, в финальной сцене "Арсенала". Когда герой уже мертв (и зритель об этом знает, его прошило несколько пуль), а потом мы опять видим - он идет! Этот момент, безусловно, выходящий за грань твоего понимания и веры, но это и есть та великая неправда, которая нам дальше помогает идти, внутри которой человек, страстно верящий в свою идею и готовый за нее жертвовать жизнью. Такие люди не умирают.
"Звенигора" (1928)
|
Роман Балаян, выдающийся советский и украинский режиссер ("Полеты во сне и наяву", "Храни меня, мой талисман" и др.):
- Есть режиссеры "от большого ума", а вот Александр Довженко - режиссер "от большого сердца". Вы можете найти для себя ответы, что такое режиссура, посмотрев фильмы этого мастера. Только бога ради не смотрите фильмы Довженко озвученные - это ужас. Нужно смотреть немые ленты: "Земля", "Звенигора"…
Из "Звенигоры" много уроков можно извлечь, там показано несколько веков украинской истории - от казачества и гайдаматчины до большевиков. (Вскоре после появления фильма на экранах его запретили, а сам Довженко написал в "Автобиографии": "Звенигора" в моем сознании отложилась как одна из самых интересных работ, это прейскурант моих творческих возможностей. Я сделал ее на одном дыхании - за сто дней. Не сделал даже, а пропел, как птица...". - Ред.).
"Прощай, Америка!" (1951)
|
Любомир Левицкий, режиссер самых кассовых украинских фильмов: "Штольня", "Ломбард", "Тени незабытых предков":
- Фильм "Прощай, Америка!" словно белая ворона в фильмографии Довженко! Дух картины разительно отличается от поэтично вырисованных произведений режиссера, он вывел Довженко на новую ступень в жанре шпионского кино.
Один из последних своих фильмов Александр Петрович начал снимать в период холодной войны СССР и США, но так и не смог показать зрителю - проект "прикрыли". По слухам, аргумент Сталина был таков: "Раз главная героиня ленты предала свою американскую родину, запросто сможет предать и вторую, новообретенную родину". Возможно, историю о недостаточно идеальной для советской пропаганды героине Довженко взялся снимать из-за того, что почти три года просидел без работы. А может, он действительно свято верил в ту антиамериканскую пропаганду, которую вели советские власти, и думал, что сможет фильмом помочь открыть глаза людям на "плохую" Америку.
Очень много параллелей в фильме и с нашими днями - опять-таки касательно пропаганды. Пересматривая эту ленту, вы сможете лично убедиться: инструментарий не поменялся и в ХХI веке!
Подкупает безупречная стилизация кадров в фильмах Довженко: видим перед собой советских актеров, но стоит выключить звук - стопроцентное иностранное кино! Обожаю лаконичный стиль его режиссерской картинки и построение кадров по принципу минимализма. Я долго пытался раскрыть технический секрет: за счет чего у Довженко получалось снимать настолько филигранно-четкую портретную картинку героя? Люди у него получались словно 3D-шные! Довженко, как и Федерико Феллини, умел передавать характер героя без слов.
ГДЕ ПОСМОТРЕТЬ
Фильм "Земля" покажут сегодня, в 16.30 на Первом Национальном.
Все фильмы Александра Довженко можно скачать или посмотреть в режиме онлайн на крупных файлообменниках в интернете.